Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Удивительное путешествие по необитаемым островам Охотского моря

03:21, 5 августа 2015

Продолжаем рассказ нашего корреспондента о морском круизе по Охотскому морю, организованном новозеландской компанией Heritage Expeditions.

 

 

День 5: изумрудный остров

Шантары – большой архипелаг из 15 островов. Совсем недавно, в 2013 году, их территория, как и окрестная акватория Охотского моря, стали официально именоваться национальным парком «Шантарские острова». С этих пор заказник пытается бороться с браконьерами, промышляющими выловом крабов, охотой на медведей и нерп. Раньше, до получения официального статуса, никто особо за разграблением островов не следил. «Лихие» люди попадают в эти места на лодках – острова расположены недалеко от материка, а большую часть года и вовсе соединены с ним льдом.

Шантарские острова не всегда рады гостям. Иногда даже летом подойти на судне к ним невозможно из-за льдов. Однако нам повезло вдвойне: торосов не было, да и погода оказалась намного лучше, чем в предыдущие дни. Но все-таки немного штормило, поэтому корабль обогнул остров Большой Шантар и вошел в тихие воды его южной бухты рядом с Якшиной губой.

Мы высадились на мелкую, больше похожую на песок серую гальку Шантарских островов.

Как правило, большинство наших высадок были «мокрыми», то есть с подошедшей к берегу максимально близко лодки приходилось прыгать в воду. Поэтому мы надевали высокие резиновые сапоги, а если на берегу предполагался поход, с собой брали треккинговые ботинки. Ненужные в походе вещи можно было оставить у лодок: обязательно кто-то оставался охранять имущество, но не от людей, которых в этих местах не было, а от диких животных.

Хотя судно компании Heritage Expeditions уже не первый раз бороздит Охотское море, члены команды ни разу Большой Шантар не посещали, поэтому были крайне воодушевлены и взволнованы первым свиданием. А все мы, туристы, понимали, что попали в настоящую экспедицию – исследователи будут делать открытия на наших глазах. Сформировались группы «энтомологов», «фотографов» и «ботаников». Мы присоединились к последней и с опытным биологом Алексом Фергюсом отправились знакомиться с местной флорой.

Самое удивительное в таких путешествиях, что даже люди, никогда не интересовавшиеся «пестиками и тычинками», заражаются от ученых-энтузиастов и уже через четверть часа превращаются в заправских ботаников, вместе со всеми выискивают интересные экземпляры.

И прекрасно, что рядом всегда есть специалист, готовый ответить на любые вопросы.

Наш гид решил, что лучше всего не идти вдоль ровного берега, а подняться на гору и прогуляться по негустому лесу, состоящему из ажурных лиственниц. За несколько дней плаванья наши глаза отвыкли от зеленых красок, и сейчас было приятно любоваться изумрудными зарослями.

Места на Шантарских островах дикие, приходилось карабкаться по склону медленно и осторожно, цепляясь за поваленные деревья.

Проще стало идти, только когда мы свернули на медвежью тропу. На брифинге нас предупреждали, что на острове вполне можно столкнуться с этими животными, поэтому вся наша группа старалась производить как можно больше шума. Медведь старается избегать встреч с чужаками, поэтому лучше его предупреждать о своем приближении.

С горы открывались отличные виды.

Смотреть стоило не только вдаль, но и под ноги – средь травы встречались яркие необычные цветы, белые, желтые голубоватые мхи и лишайники.

Северная дикая природа восхищала. Время пролетело незаметно, и гид принял решение возвращаться. Мы спустились с горы и встретились с другой нашей группой – их прогулка была посвящена птицам.

Хорошо было прогуляться по зеленому летнему лесу, хоть и в непродуваемых и непромокаемых куртках! Не верилось, но на следующий день нам обещали показать льды. Капитан рассказал, что, по его данным, они совсем рядом, поэтому судно легло в дрейф и стало ждать рассвета.

 

 

День 6: среди льдов

Утром внезапно наступила зима. Пассажиры столпились в теплой капитанской рубке и смотрели, как судно пробирается через льды.

В этот обледеневший район у Шантраских островов мы заплыли, чтобы посмотреть нерп. И вскоре на небольшом айсберге обнаружился первый зверь. Капитан замедлил ход, и все, несмотря на холод, устремились на палубу.

Небольшое судно Spirit of Enderby очень мобильно. Увидев что-то интересное, рулевой может сразу оповестить пассажиров, приостановиться, сменить курс. В этом одно из преимуществ подобных экспедиционных круизов перед путешествиями на больших лайнерах.

Нерпы лежали и на других льдинах. Они почти не обращали на нас внимания, и только если корабль упирался носом в льдину, лениво соскальзывали в воду.

Сначала казалось, что все животные похожи, но потом мы стали различать полосатых тюленей, кольчатых нерп, морских зайцев.

Одна из нерп устроила настоящее представление. Она долго плескалась в небольшом бассейне на льдине, потом захотела выбраться на «берег», но соскальзывала и плюхалась обратно. Наконец, выбралась, доползла до края льдины и нырнула в море. Зрители, четверть часа заворожено наблюдавшие за этим шоу, зааплодировали.

Помимо нерп на льдинах отдыхали орлы и другие птицы.

Путь через льды занял несколько часов. Торосы стали попадаться реже, но нерпы на них все-таки были. Всего в этот день мы насчитали около 500 особей.

Да, мы их считали! Каждому пассажиру в начале путешествия выдали «дневник наблюдений» – тонкую тетрадь с таблицей, в ней были названы все животные, которые водятся в Охотском море и на его побережье. Каждый вечер в кают-компании собирался «клуб натуралистов» под предводительством «штатного» орнитолога Криса Коллинза: пассажиры прикидывали, каких и сколько животных видели, и записывали дату, координаты места, количество особей. Первый раз я попала на такое собрание из любопытства, но быстро втянулась, это оказалось очень увлекательным занятием.

После заполнения «дневников» все обычно делились впечатления, на экранах ноутбуков показывали друг другу лучшие фотографии. И если живых тюленей в тот день мы считали сотнями, то вечером увидели еще тысячи виртуальных.

 

 

 

День 7: птичьи острова

Наконец-то, после нескольких дней дождей и туманов, мы увидели солнце и голубое небо! Наш лидер Родни бодрым голосом оповестил о приближении к Малминским островам. Три скалистых крупных острова известны ученым-орнитологам благодаря птичьим базарам.

После короткого брифинга мы пересели в «зодиаки» и каяки и отправились в мини-круиз вокруг живописных вырастающих из воды скал.

У Малминских островов мы первые увидели гигантские стаи птиц, сидящих не на скалах, а на воде, и кружащихся над водой.

Впервые мы вблизи рассмотрели тупиков и влюбились в них с первого взгляда.

Была и небольшая высадка на пустынный, покрытый гравием берег. Остров основательно зарос невысокой каменной березой, и далеко мы не пошли. Нам удалось увидеть забавных топорков и ипаток, сидящих на гнездах.

После возвращения на борт и обеда нас ждал сюрприз. В любом путешествии наступает момент, когда красоты и достопримечательности надоедают и хочется банального шопинга. Экипаж Heritage Expeditions очень тонко почувствовал, что пассажирам захотелось потратить немного денег, и устроил в ресторане небольшую ярмарку. Помимо сувениров с логотипом корабля – брелоков, кружек, значков, наклеек, были полезные теплые носки, шапки, свитера.

 

 

 

День 8: встреча с цивилизацией

Семь дней плаванья были позади. Мы успели немного соскучиться по цивилизации, но на восьмой день нас ждал почти настоящий город!

С моря Охотск не видно, только вдалеке возвышаются подъемные краны в порту. Чтобы попасть в поселок, нужно войти в русло реки Охота и проплыть по ней вверх по течению примерно километр. Сделать это было непросто: мы немного задержались, начался отлив – в это время устье мелеет, и входить в него на моторных лодках при перекрестных волнах, образуемых морем, отливом и течением реки, очень трудно. Однако благодаря нашей опытной команде примерно через три четверти часа мы уже высадились на берег.

Сейчас Охотск – тихий и почти безлюдный поселок городского типа, в котором проживает около 4 тысяч человек. Если бы не название, перекликающееся с морем, о нем в других частях России мало бы кто знал. А в начале XVIII века это был крупный и важный порт, откуда отправлялись экспедиции, где строились первые корабли российского Тихоокеанского флота. В конце того же столетия ему высочайшим указом пожаловали статус главного города огромной Охотской области, в которую тогда входили не только ближайшие земли, но и Камчатка с Чукоткой. В советское время город жил за счет двух градообразующих предприятий – судоремонтного и рыбоперерабатывающего. После перестройки первый закрылся, второй стал работать в основном на прием рыбы.

Сейчас город пытается развивать туризм. Начальник отдела культуры администрации Охотского района Виктор Феоктистов увлеченно рассказывал о том, какая в этих местах удивительная рыбалка, какую можно организовать охоту.

Особая надежда возлагается на круизы, потому что добираться в этот город очень сложно: если не по воде, то только по воздуху, а до столицы региона – Хабаровска – более полутора тысяч километров, преодолеть которые стоит примерно 20 тысяч рублей в один конец.

По договоренности с местной администрацией, туристов Heritage Expeditions в Охотске всегда встречают песнями, плясками, хлебом-солью и организуют им программу примерно на полдня.

 

Пока гостей развлекали, наши лидеры улаживали пограничные формальности: заход в это место приравнивается к пересечению границы, однако, благодаря слаженным действиям нашей команды и пограничников, никто из пассажиров об этом даже не узнал.

Сначала всю группу повели на небольшую экскурсию по городу, в основном по главной улице – конечно, имени Ленина. Иностранные туристы с величайшим интересом снимали каждую травинку. Самое большое впечатление на них произвел установленный на главной площади города прекрасно сохранившийся памятник Ленину. Стоит ли говорить, что стоял он перед домом культуры имени Ильича.

Несколько комнат в левом крыле дома культуры отданы Охотскому краеведческому музею имени Е. Ф. Морокова – филиалу Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова.

Музей поразил богатой коллекцией документов, артефактов, чучел животных. Экспозиция исчерпывающе рассказывает об истории и культуре города Охотска и его окрестностей и всего побережья.

Туристы были уже подготовлены, они прослушали много лекций, и теперь им было интересно увидеть подлинные вещи, которыми пользовались и продолжают пользоваться представители разных народов, живущие в этих местах. А среди сопровождающих группу ученых даже возникли споры: оказалось, что российская версия истории покорения Дальнего Востока несколько отличается от европейской.

После музея нас пригласили в туристический центр, в котором расположен и досуговый центр для местных жителей, и школа.

Рядом с турцентром сейчас создается этнодеревня.

И хотя она еще не совсем достроена, основная концепция понятна: на большом поле будут представлены типичные жилища основных народов, проживающих на побережье Охотского моря.

Уже есть несколько эвенских чумов, рядом с которыми скоро поселится стадо оленей, казачья крепость с небольшой часовней, скоро появятся сторожевые вышки, баня – это напоминание о первом Косом острожке, построенном в 1649 году, из которого и вырос город.

Для пассажиров нашего корабля посреди этнодеревни устроили настоящий фольклорный праздник.

Ребята, занимающиеся в досуговом центре, показали национальные русские и эвенские танцы.

Чуть в стороне гостей учили народным играм, угощали ухой и блинами, поили морсом и квасом. И, конечно, никто не ушел без сувениров – поделок и картин местных художников.

Охотск всем нашим туристам очень понравился. Для иностранцев это была настоящая экзотика, приправленная интерактивом. Да и для нас, россиян, удивительно было попасть на настоящий край света, который оказался чистым, ухоженным и гостеприимным.

Продолжение следует...

 

Полина Бойцова, специально для RATA-news

Фото автора и Марии Пузанковой

Обсудить в telegram

вам может быть интересно