Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

К зимнему сезону изменения в предпочтениях россиян стали особенно заметны

08:07, 5 ноября 2011

Предпочтения россиян в этом году явно изменились. Самые популярные направления теряют туристов, а те, что казались экзотическими, переходят в категорию почти массовых. Конъюнктура туристического рынка меняется постепенно и не всегда заметно, если сравнивать два «соседних» сезона. Но, как замечают участники рынка, если посмотреть на то, что было пять лет назад и что происходит сейчас, мы увидим кардинальные сдвиги в привычках туристов. Политические, экономические и природные катаклизмы приводят к перераспределению турпотоков. В зимнем сезоне 2011/2012 годов эти изменения стали особенно заметными.

Волнения в Египте и затишье в бронированиях Таиланда стимулировали рост спроса на туры в ОАЭ, Индию (Гоа), Израиль. Правда, туроператоры ждут всплеска продаж Таиланда в конце ноября – декабре, так как реальных проблем для туристов, по их мнению, там нет. Такие направления, как Мальдивы, Шри-Ланка, Гоа, даже китайский остров Хайнань становятся более массовыми. Доказательство тому – регулярные рейсы «Аэрофлота», которые национальный перевозчик обязательно ставит на раскрученных «чартерными» усилиями маршрутах. В 2010 году авиакомпания поставила прямые рейсы до Пунта-Каны (Доминикана) и Мале (Мальдивы), а в 2011 - до Коломбо (Шри-Ланка).

Продажи у туроператоров растут, хотя многие говорят об «искусственном спросе». Дешевые из-за избытка перевозки предложения, привлекают тех потребителей, которые никуда бы не поехали, будь стоимость тура немного выше, и способствуют тому, что более обеспеченные туристы, отправляются на отдых не один, а несколько раз. Многопрофильные операторы отмечают, что примерно 5% клиентов выбирают отели 5*, 15-30% - 4*, остальные – 3* и ниже.

Около половины клиентов предпочитают на Новый год пляжный отдых, 15% проданных туров приходится на горнолыжные курорты, 25% - на любителей экскурсионного, познавательного отдыха. Наиболее устойчивы в своих предпочтениях любители пляжного отдыха, который они редко комбинируют с экскурсиями. Горнолыжники и «экскурсионщики» чаще переходят из группы в группу. Примерно 10% клиентов, покупающих горнолыжные туры, хотят совместить активный отдых с посещением интересных экскурсий и бронируют на несколько дней отели в городах вылета или прилета. Если «пляжники» готовы ездить на любимый курорт годами, то поклонникам экскурсионного и активного отдыха нужна «новизна».

Практически все участники проведенного RATA-news опроса отмечают увеличение продаж по новогодней Италии (и горнолыжной, и экскурсионной). Растет экскурсионная Австрия, популярны Чехия и Финляндия. По Франции ряд операторов ощущают некоторый спад продаж, но это может быть связано с временной спецификой: эту страну обычно бронируют позже, поскольку посольство делает визы быстрее других шенгенских коллег.

Есть спрос и на оздоровительный отдых в санаториях – как в Чехии, так и на Кавминводах. Бронирование российских программ начинается обычно ближе к декабрю, но уже можно констатировать, что введение режима контртеррористической операции в Приэльбрусье не способствовало интересу к горнолыжным турам на Кавказе. И даже после его отмены всплеска спроса пока не последовало. Курорты Северного Кавказа постепенно уходят из сферы «влияния турбизнеса»: клиенты турфирм склонны выбирать более предсказуемые направления, а те, кому дороги черные трассы Чегета, сами хорошо знают местную инфраструктуру и могут обойтись без услуг туроператоров. Зато стабильным спросом пользуются экскурсионные поездки в Санкт-Петербург, по Золотому кольцу, встреча Нового года в Великом Устюге.

Несмотря на завышенные цены, находятся желающие отправиться на Новый год в Подмосковье. Стабилен также спрос на короткие 3-5-дневные программы на курорты Юга России у жителей Южного федерального округа. При этом московские туроператоры сообщают о падении интереса к такому отдыху у москвичей.

Туроператоры отмечают незначительный (до 10%) и не влияющий принципиально на рынок рост стоимости цен на новогодние туры. Он происходит, в основном, за счет удорожания перевозки. Стоимость наземного обслуживания, как правило, остается без изменений.

Перевозка на Мальдивы, Шри-Ланку, в Доминиканскую республику, ОАЭ выполняется, в основном, регулярными рейсами. Потребность в чартерах у туроператоров возникает разве что на самые горячие даты – канун Нового года и 2 января. Помимо прямых рейсов «Аэрофлота» и «Трансаэро», есть много стыковочных рейсов азиатских авиакомпаний, имеющих среди россиян свою постоянную аудиторию. На многих популярных направлениях увеличила частоту рейсов «Трансаэро», отдающая туроператорам до 90% кресел. У «Аэрофлота» и азиатских авиакомпаний их доля составляет около 50%.

Практически все собеседники RATA-news считают, что дисбаланс перевозки для пиковых дат не столь страшен, на новогодние праздники обычно «закрывается все». В оставшемся сезоне избыток предложения возможен по Таиланду, Чехии, где рейсы поставлены не только в Прагу, но и в Брно. Недостаток мест могут ощутить туроператоры по Франции, где перевозка квотируется, и Австрии.

На Новый год российские туристы редко бронируют отдых через интернет, так как он заведомо получится дороже, чем пакеты с включенной блочной или чартерной перевозкой. Как выразился один из собеседников RATA-news, «мы сами перекрываем возможности самостоятельных туристов». Впрочем, у отелей и авиакомпаний другие показатели: по их данным, прибавка по самостоятельным бронированиям на ближайший Новый год составляет 20-30%, хотя турбизнес считает, что теряет не более 5% самостоятельных клиентов. Возможно, прирост происходит за счет новой молодой аудитории, которая никогда и не имела дела с турагентствами.

Еще одна особенность нынешнего Нового года связана с внутренней российской политикой. В предвыборный год, как говорят туроператоры, туры на Новый год всегда бронируются позже, чем обычно. Влияют на спрос и колебания курсов валют.

Приводим мнения собеседников RATA-news (в алфавитном порядке по фамилиям).

 

Оксана Булах, коммерческий директор компании «Алеан»: «Продажа железнодорожных билетов начинается за 40 дней до даты выезда, поэтому нам пока сложно судить о спросе по некоторым направлениям. В то же время, можно однозначно сказать, что лидерами продаж стали Подмосковье и Санкт-Петербург. Популярна встреча Нового года в Великом Устюге.

По российским горнолыжным направлениям пока есть только единичные бронирования, на этом рынке слишком много «отягчающих» факторов – чрезвычайный режим в Приэльбрусье, который только недавно был отменен, высокие цены и стройка на Красной Поляне. Зато растут продажи туров на горнолыжные курорты Карпат.

В целом заметно повышение спроса на экскурсионные программы по Украине. В Беларуси непонятная ситуация с курсами валют, некоторые отели и санатории «страхуются» и повышают цены, что не лучшим образом влияет на спрос. 3-4-звездочные санатории Кавказских Минеральных Вод все больше стараются уйти в «лечебный» формат и делают упор на оздоровительные программы сроком от 10 дней. Они сокращают предложения по коротким праздничным турам, интересным тем, кто едет конкретно на Новый год».

Заметно, что туристы стараются меньше денег тратить на месте. В том числе предпочитают покупать пакеты не с полным, а с базовым набором экскурсий.

 

Андрей Жарков, генеральный директор компании «Жарков-тур»: «На сегодняшний день Армения, Азербайджан, Молдавия, Грузия, Узбекистан можно считать гораздо более экзотическими направлениями, чем например, Мальдивы. Как правило, новогодний тур включает встречу Нового года в столице, потом экскурсии с осмотром достопримечательностей, которых в этих странах множество. Интерес к таким программам большой, несмотря на высокую стоимость из-за перевозки. Это индивидуальные поездки, поэтому ни о каких блоках мест здесь речь не идет, а авиакомпании не заинтересованы в том, чтобы предоставлять туроператорам спецтарифы.

Грузией и Молдавией мы начали заниматься только в этом году, а вот туры в Узбекистан, Азербайджан, Армению, в том числе новогодние, организуем давно. Узбекистан уже достаточно раскрученное направление, хотя спрос на него продолжает расти до 100% в год.

Стабильным спросом пользуются и новогодние горнолыжные туры на Кавказ. Опять же, их часто выбирают любители горнолыжного отдыха, которые успели покататься чуть ли на всех трассах мира и хотят попробовать что-то новое. Возможности Кавказа всегда привлекали сильных горнолыжников, а цены на курортах там ниже, чем в Альпах.

Традиционно россияне любят встречать Новый год в прибалтийских странах, хотя в этом году спрос стабилизировался. Стоимость перевозки, с учетом небольших расстояний, достаточно высока, к тому же много времени занимает оформление визы. Тем не менее, по-прежнему хит продаж у нас – Новый год и новогодние каникулы в спа- отелях на эстонском острове Сааремаа».

 

Игорь Козлов, генеральный директор компании «Асент Трэвел»: «Спрос на Финляндию радует третий год подряд, причем для нас это еще и самое маржинальное направление. Горнолыжные туры составляют только 60% новогодних продаж, так как в Финляндии самые разнообразные возможности для зимнего отдыха. Это и беговые лыжи, и подледная рыбалка, которая с каждый годом пользуется все большей популярностью у россиян, катание на оленях и санях, сафари, посещение саун. Плюс экскурсии, отличный шопинг, натуральная кухня. В этом году мы запустили новый чартерный рейс до Рованиеми, столицы Лапландии. Основной спрос приходится на коттеджи (в Руке – апартаменты), стоимость среднего пакета составляет около 900 евро на человека.

Хорошо продается и Норвегия, которую компания активно продвигает уже не первый год. В этом году стартовала новая программа в курорт Восс, с прямым перелетом через Берген.

По продажам среди альпийских стран у нас лидируют Австрия и Италия. Италия второй год показывает самые высокие темпы роста. В стране много недорого размещения, разнообразные возможности для катания, хороший сервис, кухня, шопинг. 100% отелей 4* на Новый год и каникулы были выкуплены уже к концу сентября, после чего мы увеличили свои квоты. Стоимость среднего пакета здесь составляет около 850 евро.

Общий рост продаж по раннему бронированию (на него обычно приходится 15-20% продаж сезона) составляет в этом году 80%. Изначально вызывала некоторые опасения для всего рынка перевозка по Италии и Болгарии, но текущая ситуация показывает, что особых проблем сейчас на этих направлениях нет».

 

Ирина Лурье, директор по туризму компании TravelSystem: «Экскурсионные программы на Новый год всегда пользуются хорошим спросом, мы уже закрыли свои блоки по Италии и сейчас берем дополнительные места. Запланировали увеличение объемов по Чехии в два раза (рейсы в Прагу и Брно), и продажи показывают, что оно было оправданным. Стабильно продаются Австрия и Франция. Эмираты – новое для нас направление, мы его сейчас раскручиваем, продажи по Израилю на Новый год только начались. Самое популярное на новогодние праздники предложение – Рим.

Сейчас продажи по экскурсионным новогодним программам выше, чем в прошлом году, а вот спрос на санатории в праздничные даты несколько снизился. Уже не первый сезон отмечаем сдвиг предпочтений клиентов в сторону программ, начинающихся сразу после Нового года. Изменений по выбору отелей не вижу. 5* стабильно составляют до 5% продаж, отели 4* - 15-20%, остальное – 3*, а в Париже это могут быть и 2*. В отличие от стандартных экскурсионных туров, в новогодние праздники клиенты предпочитают менее насыщенные поездки, хотят иметь больше свободного времени и по желанию докупать экскурсии уже на месте».

 

Екатерина Михеева, руководитель отдела рекламы и маркетинга компании «Мальдивиана»: «Традиционные для нас направления – Мальдивы, Шри-Ланка, второй год активно занимаемся Доминиканой. На Новый год ожидаем примерно 40% роста продаж по Мальдивам, неплохо идут и другие направления, ситуация в Египте и наводнение в Таиланде нам на руку. На начало ноября многие даты уже близки к закрытию, в прошлом году мы заполнили места чуть раньше. Возможно, период выжидания связан со скачками курсов валют. Почти все наши клиенты – «возвратные», и большинство из них понимает, что стоимость перелета на новогодние даты у туроператоров в составе турпакетов значительно выгоднее, чем в прямой продаже. Перевозки регулярными рейсами достаточно, и купить билеты можно даже перед самым Новым годом, но разница в цене может составлять до 30%. Особый дефицит – бизнес-класс, он бронируется еще в сентябре. Мы берем авиаперелет под гарантии отелей, на Мальдивах можно работать, только выкупая заранее номера, вопрос stop-sales здесь очень актуален.

В этом году планируем два дополнительный рейса в Мале – 29 декабря и 2 января. Тенденция последних лет - увеличение спроса на «недорогие» туры стоимостью $1200- 3000 на человека с перелетом эконом-классом и проживанием в отелях 3-4*. В то же время, есть постоянный спрос на дорогие пакеты от $6000 с перелетом бизнес-классом и отелями 5*.

Несколько лет назад на наши направления стали активно выходить многопрофильные операторы. Думаю, что это хорошо, они продвигают страны, вкладывают деньги в рекламу. Тем не менее, объемы у большинства массовых операторов небольшие, демпинг на 10-40 креслах не очень чувствителен для рынка, хотя он у нас есть, как и везде».

 

Наталья Павлова, представитель Concorde Hotels & Resorts в России и СНГ: «Русские гости любят встречать Новый год и православное Рождество в наших отелях в Париже, Ницце, Каннах, Берлине и Женеве, а российский рынок входит в тройку важнейших для сети Concorde Hotels & Resorts. Активное бронирование европейских гостиниц обычно начинается в ноябре и продолжается до конца декабря. Прямое бронирование номеров туристами в России выросло за последний год примерно на 20%.

Россияне не случайно любят проводить праздник в Париже. В то время, как в других европейских столицах сразу после Нового года все уже затихает, в Париже празднуют всю первую неделю января, декорации в городе никто не снимает, в новогоднюю ночь парижане не любят сидеть дома, а отправляются, например, посмотреть лазерное шоу на Эйфелевой башне. Распродажи в Париже начинаются в период новогодних российских каникул, и это еще один фактор привлекательности новогодних программ в столице Франции. Зимние каникулы в Париже проводят и семьи с детьми, поездка в Диснейленд - хорошее дополнение к праздникам. В Париже, наверное, нет ни одного отеля, где бы в Новый год не останавливались русские.

Лазурный берег – круглогодичное направление. Зимний отдых в Ницце, Каннах - это приятные прогулки, интересные экскурсии, хороший шопинг, сезон устриц. Наши отели на Лазурном берегу всегда предлагают новогодние программы. Многие туристы останавливаются в отелях Concorde в Париже или Женеве после поездок на горнолыжные курорты. Все более популярной становится встреча Нового года в Берлине, где тоже есть что посмотреть и купить.

Стоимость размещения в Париже в новогоднюю ночь выше «обычной» примерно на 10-15%. Но в «русскую неделю» 2-9 января большинство отелей делают специальные предложения. В Берлине и Женеве гостиницы также не повышают цены в период российских новогодних каникул».

 

Алексей Рогов, директор по зарубежному туризму компании «Роза ветров»: «В целом количество купленных поездок возросло, но доходность бизнеса уменьшилась. Туристы сейчас выбирают бюджетные туры. Аудитория пятизвездочных отелей не уменьшилась, но гораздо больше людей берут вместо «четверок» «трешки», предпочитают самые простые гостиницы или апартаменты, часто даже без питания.

Среди европейских стран лучше всего продается Италия. Растет Чехия, в которую мы планируем ставить дополнительные рейсы. Довольны продажами горнолыжки в Швейцарию и Германию. Франция пока продается хуже, чем в прошлом году, но эту страну бронируют обычно позже.

Горнолыжники, как правило, хорошо знают, чего хотят, и уже забронировали новогодние туры. Вторая волна обращений от этой категории потребителей обычно бывает в ноябре. По дальнемагистральным направлениям мы ощущали всплеск активности в октябре, сейчас продажи идут спокойно, чуть позже ждем очередного подъема. На спрос влияют колебания курсов валют, многие клиенты выжидают. По опыту знаем, что в предвыборные годы пик количества бронирований наступает позже, в визовые страны – в начале декабря, в безвизовые - практически перед самым Новым годом.

Видим ощутимый рост продаж по Шри-Ланке и Бали, причем спрос на новогодние туры по этим направлениям вырос больше, чем в целом по сезону. В первую очередь выкупается бизнес-класс, но билетов из Москвы на Кубу, в Доминикану уже нет и в эконом-классе. Интерес к дальним пляжным направлениям стимулируется проблемами в Египте и приостановкой продаж Таиланда. При этом, как правило, спрос перемещается внутри направлений, сопоставимых друг с другом по дальности перелета, поэтому альтернативой Египту стали, в первую очередь, Израиль и ОАЭ. Израиль у нас практически весь уже продан.

В то же время, заметно увеличение интереса к поездкам в Австралию, в том числе в комбинации с Сингапуром, Японией, Индонезией, а также в Латинскую Америку, в частности, в Перу. Продажи по Австралии на Новый год выросли на 40% по сравнению с прошлым сезоном; по Латинской Америке – на 30-40%. Китай стабильно набирает 15-20% каждый год.

Большой скачок в этом году сделали США. Прирост продаж по новогодним программам в Америку – 50-60%, такой же, как и в целом по году. Традиционно большой популярностью пользуются комбинированные туры со встречей Нового года в Нью-Йорке и последующим отдыхом на море – в Майями, Канкуне, странах Карибского бассейна, а также экскурсионный «гранд-тур» по всей Америке со встречей Нового года в Лас-Вегасе. 80% нашего продукта – комбинированные туры, включающие экскурсионный блок и пляжный отдых. Так же как Австралия, Америка позволяет делать огромное количество комбинаций».

 

Елена Сивкова, руководитель отдела FIT&MICE компании «Мегаполюс-турс»: «Маржинальность на рынке FIT радует, конечно, гораздо больше, чем на массовых направлениях. Там, где есть пакетные предложения и массовых операторов, и компаний FIT, российские клиенты часто выбирают «в пользу денег» - если могут взять стандартный тур и добавить к нему дополнительные опции. Впрочем, далеко не все операторы могут необходимые опции предложить.

С 2011 года мы строим свою работу только на FIT-продукте. Думаю, что в целом, на этот сегмент приходится до 25% продаж туротрасли. В наибольшей степени FIT- направлениями являются Европа, страны Юго-Восточной Азии. Интереснейшие экскурсионные предложения Китая и Индии, а также программы аювердических клиник Индии, которые сейчас пользуются все большей популярностью, также являются продуктом индивидуального спроса.

По новогодним программам наиболее активный спрос мы ощущаем по Китаю, Израилю, Австрии, Чехии. В то же время, по Франции пока видим некоторый спад.

Выросли цены на перелет, в некоторых случаях до 20%. Сильных изменений в стоимости наземного обслуживания я не вижу».

 

Надежда Сердюкова, заместитель директора компании «Ривьера-Сочи»: «Мы продаем новогодние туры на курорты юга России: в Сочи, Красную Поляну, Анапу, Геленджик, Туапсинский район. В этом году активное бронирование новогодних праздников началось на месяц раньше. В прошлом году мы почувствовали активный спрос только в конце октября – в начале ноября, а в этом продажи шли весь октябрь. Пока реализовали больше туров, чем год назад, но общий результат увидим после закрытия продаж.

У нас наиболее популярны объекты размещения категории 3-4* с хорошей инфраструктурой. Безусловный лидер - комплекс «АкваЛоо» в Сочи со всесезонным аквапарком. В отелях 3* в центре Сочи туристы покупают недорогое размещение на базе завтраков (эти отели, как правило, не формируют праздничных пакетов, а работают по суточным ценам) и участвуют в городских праздничных мероприятиях.

На курортах российского юга многие отели сохранили уровень цен прошлого года, некоторые даже снизили, и делают привлекательные предложения за счет меньшей продолжительности тура. Средняя цена самого популярного новогоднего тура на 4 дня/3 ночи с праздничной программой и питанием составляет от 6,6 тыс. до 12 тыс. рублей на человека. Стоимость новогоднего банкета начинается от 2,5 тыс. рублей. Большинство отелей Красной Поляны цены снизили, пакет на 3 ночи начинаются от 5250 руб. с человека. Многие отели и санатории включают в программу новогоднего тура экскурсии, детские утренники, оздоровительные процедуры и другие услуги».

 

Андрей Сутулин, заместитель генерального директора компании «Веди Тур Групп»: «Мы видим существенный прирост новогодних продаж. Самой большой популярностью пользуются экскурсионные туры в Европу, в первую очередь, в Чехию. Здесь туристы предпочитают отели категории 3 и 4*.

Высок спрос на пляжный отдых в странах Юго-Восточной Азии. Стабильно популярны лечебно-оздоровительные туры – некоторые туристы предпочитают совместить приятное с полезным и потратить праздничные дни на релаксацию и лечение.

Постоянно расширяем ассортимент новогодних программ. В этом сезоне добавили «зимние праздники» на Мальте и в Португалии, рассчитали туры с перелетом до Брно, откуда трансфером можно отправиться не только в Прагу, но и в соседнюю Австрию и близлежащие курорты Словакии. Но, в первую очередь, делаем акцент на уже проверенные новогодние программы.

Перевозка на Новый год на наших направлениях достаточно сбалансирована. Даже там, где обычно ощущается некоторый переизбыток чартерных рейсов, сейчас объем адекватен спросу. Небольшое повышение цены на туры связано, в первую очередь, с ростом цен на топливо. Но нельзя сказать, что подорожание как-то повлияло на продажи туров».

 

Владислав Тимошенко, директор туристической компании «Ладья»: «Наша специализация – экскурсионные туры в регионе Кавказских Минеральных Вод и по Кавказу. Активное бронирование обычно начинается ближе к декабрю, поэтому сейчас сложно оценить динамику спроса. По предварительным заявкам можно сказать, что он сохранится на уровне прошлого года. Очень негативное влияние на спрос оказало закрытие на полгода Приэльбрусья для посещения туристами, но отрадно, что с начала ноября регион вновь открыт. Ситуация в регионе Кавминвод и на горнолыжных курортах Кавказа спокойная и можно не переживать за безопасность своих клиентов.

Регион обладает уникальными возможностями для организации интересных экскурсионных и активных программ. Горнолыжники, в первую очередь, едут в Домбай, Цей, Приэльбрусье, любители экскурсий останавливаются в Пятигорске, во время тура посещают Кисловодск, Железноводск, Голубые озера. Чаще всего клиенты выбирают 3-5-дневные экскурсионные туры, причем в Пятигорске интересно и школьникам и взрослым. Для любителей активного отдыха у нас есть конные прогулки, полеты на парапланах, пешеходные маршруты.

Мы предлагаем новогодние туры с проживанием в гостиницах Пятигорска, в этом году дополнили свой ассортимент новогодними программами с проживанием в лучших санаториях курорта. Например, «Родник» и санаторий им. Лермонтова».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно