Круизный рынок Западной Европы в 2004 году
Пассажиры
(в тыс.) |
2003 | 2004 | % динамика |
Великобритания | 964 | 1,029 | 7 |
Германия | 529 | 551 | 4 |
Италия | 346 | 400 | 16 |
Испания | 307 | 300 | -2 |
Франция | 212 | 222 | 5 |
Швейцария | 47 | 50 | 7 |
Австрия | 35 | 38 | 10 |
Швеция | 33 | 29 | -12 |
Норвегия | 16 | 21 | 29 |
Бельгия | 21 | 21 | 0 |
Нидерланды | 22 | 21 | -5 |
Греция | 42 | 14 | -66 |
Португалия | 14 | 14 | 1 |
Дания | 5 | 6 | 27 |
Финляндия | 2 | 2 | 28 |
Другие страны |
69 |
85 |
23 |
2,662 | 2,804 | 5 |
Источник: ECC/IRN Research
Круизный рынок Западной Европы – это прежде всего Великобритания, Германия, Италия, Испания и в гораздо меньшей степени Франция. Эти страны характеризуются наличием ярко выраженного национального лидера - круизного оператора, нескольких международных операторов и нескольких «нишевых» компаний. Правда, к этой общей картине надо сделать несколько поправок. Во Франции, например, нет «своего» лидера. Кроме того, европейский рынок довольно агрессивно завоевывают американские операторы, а из европейских стран наибольшей экспансией отличается Италия.
В 2004 году западноевропейский круизный рынок вырос на 5% и достиг 2, 8 млн. пассажиров. Однако этот показатель мог бы быть не менее 8%, если бы национальные рынки Греции, Швеции, Нидерландов и Испании не продемонстрировали отрицательную динамику. Она, в свою очередь, вызвана тем, что операторы Festival Cruises и Royal Olympic Cruises (ROC) прекратили деятельность. Причем, Festival объявил себя банкротом, а Royal Olimpic - в итоге был вынужден распродать лучшие корабли за долги и очень долго влачил существование с парой очень старых и маленьких кораблей, которые остались непроданными. Правда, большинство судов этих компаний были затем направлены на другие круизные линии, так что можно считать этот спад временным.
В Великобритании и Германии круизный отдых – один из наиболее динамично развивающихся секторов туризма и составляет, соответственно, 5% и 3% всех пакетных туров. Финансовые показатели этих секторов еще выше, поэтому страны предпринимают активные усилия по продвижению этого продукта.
На долю ведущих круизных стран западной Европы приходится почти 90% всего рынка. Однако в отличие от северо-американского рынка он гораздо менее однороден и консолидирован, поэтому любые колебания спроса и управленческие проблемы в самих компаниях этих стран немедленно отражаются на всем рынке. 2004 год стал первым годом консолидации – появилась первая реальная статистика по странам (см. выше), хотя не все страны были согласны участвовать в ее сборе, проведены общие маркетинговые исследования, начала вырабатываться общая политика продвижения продукта на туристическом рынке. Европейский круизный совет считает, что результаты круизного туризма в США вполне могут служить ориентиром для развития и европейских компаний. (TDN)