Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Александр Осипов: «Значение гида в туризме очень велико, от него во многом зависит впечатление о поездке»

08:07, 6 апреля 2009

В конце февраля в Москве состоялось XIV ежегодная конференция Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. О том, что обсуждалось на конференции и какие задачи решает эта организация, рассказывает ее президент Александр Осипов (фото).

- Александр Вячеславович, каковы цели ассоциации?

- Организации уже больше 15 лет. Все советские гиды фактически были госслужащими, работая в «Интуристе», «Спутнике» или «Интурбюро». В начале 90-х наша профессия стала свободной, очень небольшой штат гидов-переводчиков остался только у «Интуриста» (но и сам «Интурист» перестал быть госструктурой). Большинство гидов начали самостоятельно работать по временным трудовым договорам и им потребовалось что-то вроде профессионального союза. Когда ассоциация создавалась, свою основную задачу мы видели в том, чтобы поддержать престиж профессии, напомнить о том, что она существует. Эта задача, как ни странно, стоит перед нами и сейчас. Мы считаем, что значение гида в туризме очень велико, от него во многом зависит впечатление о поездке. Поэтому ассоциации важно, с одной стороны, поддерживать на хорошем уровне условия работы гидов, а с другой – стремиться к тому, чтобы у всех ее членов была достаточная квалификация. Ведь если мы сами не профессионалы, с которыми приятно работать, не знатоки своего дела, то получается, что наши требования к работодателям завышены.

- Что вы предпринимаете для того, чтобы реализовать эти задачи?

- В случае если между членом ассоциации и его работодателем возникают разногласия, мы оказываем юридическую поддержку, стараемся договориться с обеими сторонами. Уже второй год рассылаем операторам информационное письмо, в котором указываем минимальные рекомендуемые расценки на разные типы работ. Конечно, гид сам подписывает трудовой договор, и мы не можем диктовать ему, на какую зарплату соглашаться. Но важно, чтобы работодатели были в курсе наших запросов. Конечная цель здесь та же самая – поднять престиж профессии, который в немалой степени зависит оттого, насколько хорошо она оплачивается. Привлекательность нашей профессии для молодежи сейчас далеко не так высока, как бывало в советские времена. Мы живем в большой степени за счет старых кадровых запасов. До сих пор работают многие из тех гидов, которые начинали свою карьеру 20-30 лет назад в «Интуристе». Это, кстати, один из поводов для дискуссий внутри ассоциации: нужно ли готовить молодежь, если не всем действующим гидам хватает работы. Мы не можем это не учитывать и не ведем бездумно подготовку новых кадров. В то же время, свежая кровь в профессии нужна.

- Вы сами занимаетесь подготовкой гидов?

- Да, при ассоциации есть учебный центр, созданный совместно с компанией «Гиды и переводчики». Центр некоммерческий, он не стремится привлечь как можно больше людей, чтобы побольше заработать. Его задача – подготовить соответствующее потребностям рынка количество квалифицированных гидов, а уже работающие могут пройти переподготовку. Центр сотрудничает со всеми наиболее значимыми музеями столицы, ассоциация заключила с ними генеральное соглашение. Специалисты музеев ведут занятия, рассказывают обо всех нововведениях, о новых коллекциях и экспозициях.

Но главное, за годы работы нам удалось создать в Москве очень хорошую, на мой взгляд, систему аккредитации гидов. Каждый гид должен иметь аккредитационную карту, которая выдается Экспертным советом при Правительстве Москвы. Возглавляет его первый заместитель председателя Комитета по туризму, среди членов совета – в основном, представители музеев, гиды, экскурсоводы. Этот орган может оценить реальный уровень подготовки людей, которые хотят войти в профессию. Существует он только в Москве, на федеральном уровне ничего подобного нет. Совет был создан по инициативе нашей ассоциации в 1994 году, параллельно велась работа с музеями и объектами показа о признании выдаваемой аккредитации.

- Если не ошибаюсь, несколько лет назад разгорелся скандал, связанный с музеями Московского Кремля.

- Да, кремлевские музеи тогда ввели свою аккредитационную карту, которую нужно возобновлять каждый год. Но она выдается только тем, кто уже имеют нашу аккредитацию. Какое-то время руководство музеев Кремля говорило, что будет допускать к работе с туристами только своих сотрудников, но нам удалось убедить их, что это нецелесообразно. Отмечу, одной из причин обострения ситуации стало поведение некоторых наших коллег, которые отлавливали клиентов, желающих попасть в Кремль, у Кутафьей башни. В принципе ситуация разрешилась, но вернуть те возможности, которые были раньше, уже нельзя будет никогда. Правда, в этом году нам удалось договориться с руководством музеев Кремля о том, что аккредитация прошлого года будет действительна еще на год.

- А как часто нужно возобновлять вашу аккредитацию?

- Раз в пять лет – это соответствует законодательству РФ о переподготовке. Ежегодно возобновляют ее только в первые три года работы, когда аккредитация считается временной. Оценить удобство нашей системы можно в сравнении с Петербургом, где из-за того, что местная ассоциация гидов не смогла вовремя наладить контакт с руководством музеев, каждый гид ежегодно должен получить в индивидуальном порядке аккредитацию во всех музеях города. Причем общая стоимость ее составляет около 20 тыс. рублей. В нашем случае человек, получивший постоянную аккредитацию, раз в пять лет проходит переподготовку в уже упомянутом учебном центре. Стоимость этой переаккредитации – от 4 до 8 тысяч, в зависимости от того, какие музеи он выбирает. Но это не просто плата за бумажку, это плата за переподготовку.

- В резолюции, принятой на вашей конференции, говорится, что вы хотите «продолжить работу по подготовке принятия федерального положения об Экспертных советах по аккредитации гидов и экскурсоводов в субъектах федерации по московскому образцу». Что это значит?

- Система, которая существует в Москве, кажется нам ценной инициативой, поддержанной многолетним опытом. Поэтому мы ведем работу по разработке единой для России системы аккредитации гидов, чтобы все люди, которые работают в этой профессии, имели равные условия. Мы, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы те условия, которых мы добились в Москве, получили подтверждение и на федеральном уровне.

- Сколько членов в вашей ассоциации?

- Действующих – 1100-1200 человек. Точную цифру назвать трудно, потому что процент людей, которые вовремя платят членские взносы, колеблется от года к году. Экскурсоводов у нас около 150 человек. Столь небольшое количество объясняется тем, что ассоциация создавалась именно как объединение гидов-переводчиков. Экскурсоводов мы пригласили позже. Сложность в том, что у экскурсоводов и гидов возникают разные проблемы. Скажем, многие музеи готовы предоставлять право работы в своих залах гидам-переводчикам, а экскурсоводам, говорящим по-русски, они такого права не дают. В Кремль, например, экскурсоводы не допускаются - за исключением тех случаев, когда они сами становятся внештатными сотрудниками музеев Кремля. Получается, что ассоциация может меньше сделать для защиты интересов экскурсоводов. Но мы считаем, что их присутствие в нашей организации оправдано хотя бы потому, что в международном понятии нет деления на гидов и экскурсоводов.

- Существует ли дефицит гидов?

- Он периодически возникает на отдельных направлениях. Например, вдруг начинает расти поток туристов из Италии - не хватает гидов с итальянским. Мы привлекаем людей, знающих язык, готовим их. Потом пик проходит, и итальянских гидов становится слишком много. Так бывает поочередно со всеми языками, невозможно обеспечить именно то количество гидов, которое сегодня нужно рынку. Наиболее востребованы английские гиды, они составляют примерно половину членов нашего сообщества. На втором месте – «немцы» и «французы», их примерно поровну, на третьем – «итальянцы» и «испанцы». В последние годы начал бурно развиваться туризм из Китая. Мы предположили, что гидов будет не хватать и начали их активно готовить. Но получилось так, что в процесс обслуживания туристов включились китайские граждане, которые здесь живут, - без какой-либо подготовки, не знающие российской культуры, истории, традиций. А качественные российские гиды сидят без работы. Мы пытались отстаивать их права, организовывали совместные рейды с Федеральной миграционной службой, в рамках которых сотрудники ФМС останавливали в Москве автобусы с китайскими туристами. Выяснялось, что в автобусе нет гида, а есть только студент из Китая, который имеет временную регистрацию в Москве. Доказать, что он гид, практически невозможно. Пути решения этой проблемы обсуждаются нашей ассоциацией, Комитетом по туризму Москвы, ФМС, ГУВД, но пока безрезультатно.

- Но ведь у китайцев наверняка нет музейной аккредитации?

- В Москве не так уж много объектов, где требуется предъявление аккредитационного бейджа. Основной – это Кремль. Туда они попадают с помощью тех же членов нашей ассоциации, которые не имеют постоянной работы. Частично такие сложности возникают и с другими языками, но не в массовом порядке, с ними проще бороться. Самое интересное, что эта проблема возникает не только у нас, но и в других странах. Когда мы были на съезде Всемирной ассоциации гидов, те же претензии предъявлялись представителям Китая со стороны США, Канады и других стран. При мне представитель Канады предлагал китайцам запретить своим гражданам заниматься сопровождением групп без специальных знаний.

- Как складываются ваши отношения с туроператорами?

- Мы следим за качеством работы наших гидов и за тем, чтобы их работа достойно оплачивалась операторами. Как правило, никто из турфирм не стремится нарушать московские законы, они нанимают только аккредитованных гидов. Это и технически удобнее, так как неаккредитованный гид не может водить группы в основные музеи столицы.

- Въездной поток в Россию наверняка сократится в этом году из-за кризиса. Не поредеют ли ряд вашей ассоциации к концу года?

- Поток действительно упал, хотя у разных операторов дела идут очень по-разному. Где-то все неплохо, а кто-то уже отменяет круизы и отказывается от блоков в гостиницах. Конечно, у гидов в этом году, скорее всего, будет меньше работы. Впрочем, эта ситуация нам уже знакома. В начале 90-х годов прошлого века резко сократился поток туристов из стран социалистического лагеря. Соответственно, остались без работы гиды с языками этих стран, им пришлось переквалифицироваться. Сейчас, конечно, ситуация более жесткая, так как спад наблюдается во всех отраслях. С другой стороны, в Москву, помимо обычных туристов, в огромном количестве едут бизнесмены, которых также обслуживают гиды-переводчики, в том числе, на многочисленных выставках. Есть и другой момент. Основная масса туристов, приезжающих к нам из Европы, – это пенсионеры. Учитывая, что эта категория граждан в европейских странах лучше других защищена от финансовых неурядиц, можно рассчитывать на то, что спад потока будет не таким уж болезненным. (Юлия Батырь, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно