Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Без помощи государства идея внутренних чартерных рейсов реализована не будет

09:21, 6 июня 2011

В Минспорттуризма 8 июня пройдет совещание, посвященное вопросам обеспечения доступности авиаперевозок на юг России в летний сезон 2011 года. В связи с этим мы решили поинтересоваться мнением туроператоров о том, что мешает организации чартерных рейсов на южные российские курорты.

Эксперты назвали три основных проблемы, без разрешения которых идея внутренних чартерных рейсов не реализуется. Во-первых, отсутствие планомерной государственной поддержки этого вида перевозки. Во-вторых, высокая конкуренция с регулярным сообщением. В-третьих, неразвитость региональной авиации и аэропортов. Есть и множество сопутствующих причин, не менее важных.

Один из ключевых моментов состоит в том, что до курортов Краснодарского края можно добраться различными видами транспорта, среди которых самолет даже не лидирует. По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, на юг России воздушным путем добираются 8-10% туристов, остальные – поездами и на автомобилях. Почему?

Как пояснил г-н Ромашкин, 80% отдыхающих прибывает, например, в Сочи из регионов, и только 15-20% дают Москва и область. При этом летом в Анапу самолеты летают из 10-15 городов, в Сочи – из 20-22, а 90% рейсов – московские. «Мы продаем путевки в Сочи в 500 городах России. А вылететь туристы могут только из 20. Тащиться в ближайший аэропорт они не хотят, к тому же это повышает стоимость поездки в полтора-два раза. Поэтому едут поездом», – говорит Сергей Ромашкин. Иными словами, необходимо развивать региональную авиацию и аэропорты. С одной стороны, это увеличит конкуренцию среди перевозчиков, с другой – даст возможность людям из провинции добираться на южные курорты напрямую.

«Авиакомпании делают свой бизнес, мы не можем им диктовать условия», – говорят эксперты. Не секрет, что несезонные полеты приносят авиакомпаниям, в основном, расходы. Летние месяцы для них – единственная возможность покрыть убытки от круглогодичной перевозки. Поэтому они задирают цены. Не говоря уже о 18% НДС, которым облагаются внутренние перевозки. Если государство заинтересовано в развитии отечественного туризма, надо снижать налоговое бремя или уменьшать аэропортовые сборы. «Пока любые перелеты за рубеж у нас дешевле внутренних», – говорит генеральный директор компании «Роза ветров – Россия» Сергей Зенкин. Чтобы решить эту проблему, нужна государственная поддержка, например, дотация билетов для туристов с путевками на российские курорты, считает г-н Зенкин. Он привел в пример ситуацию с горнолыжными курортами Кавказа. Прошедшей зимой были поставлены бюджетные чартеры из Ростова и Краснодара в Австрию. «В результате народ предпочел лететь за рубеж, а не в родное Приэльбрусье», – констатирует Сергей Зенкин. По его мнению, от ситуации с транспортом во многом зависит будущее российского туризма.

Генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский тоже считает, что внутрироссийские чартеры невозможны без изменения законодательства и государственных субсидий: «Проблему своей загрузки регулярные авиакомпании решают с помощью гибкой ценовой политики, если рейсы не заполняются – снижают цены. А чартеры особо дешевыми не получатся – из-за того же НДС». Руководитель «Алеана» полагает, что администрация Краснодарского края могла бы рассмотреть возможность субсидирования перелетов в высокий сезон, но сам же оговаривается, что, возможно, им этого и не нужно. Дефицита перевозки-то нет: не самолет – так поезд, автомобиль, автобус.

Сергей Ромашкин продолжает тему государственной поддержки внутренних туристических перевозок: «Нашлась же возможность дотировать билеты на интересных для государства направлениях – Дальний Восток, Калининград. Но ведь можно поставить вопрос и так: поток в олимпийский Сочи – тоже важная для государства задача. И какие-то рубли можно было бы вложить в дотирование семейной поездки. Или в авиабилеты для детей. Подсчитано, что уменьшение стоимости билетов в аэропорты Краснодарского края всего на 2,5 тысячи рублей приводит к увеличению турпотока в регион почти в два раза».

По мнению операторов, стоимость внутренних регулярных рейсов перешла все границы приличия. «Детей недавно возили: Сургут – Анапа – Сургут 30 тысяч плюс путевка 29 тысяч. Кошмар!», – возмущается генеральный директор компании «Звездный путь» Елена Бурцева. «Уже в мае билеты в Анапу были от 17 тысяч рублей в один конец! Это неоправданно огромная цена», – соглашается заместитель директора департамента российских курортов компании «Астравел» Александр Бешанов. Особенно если сравнить эти цифры со стоимостью отдыха за рубежом. Например, всего за $280, то есть 8200 рублей, с учетом перелета, можно четыре дня отдыхать в Турции в отеле 4* все включено. «Середина июля, август и начало сентября – «золотой период» для наших южных курортов – наверняка в этом году, как и в прошлом, будут провалены. Именно из-за высокой стоимости перевозки и вообще неоправданно дорогого отдыха в России», – говорит г-н Бешанов.

О трудностях переговоров с авиакомпаниями говорили многие эксперты. «Солвекс-трэвэл» на протяжении нескольких лет брал блок-чартеры из Москвы на Черноморское побережье под пакетные предложения. «На первых порах авиакомпании были лояльны, давали хорошие условия, разница в стоимости регулярного рейса и чартера была заметной, – делится опытом заместитель генерального директора компании Людмила Сысойкина. – Сейчас условия стали более жесткие, со стопроцентной ответственностью оператора, а цены мало чем отличаются».

С ней согласна и Елена Бурцева: «Есть реальный риск остаться в убытке. У нас был неудачный опыт в прошлом году, когда мы взяли блок мест на Геленджик». Г-жа Бурцева говорит об удручающей тенденции – заниматься операторской деятельностью по Краснодарскому краю с каждым годом становится все сложнее, агентствам приходится конкурировать с интернетом, где потенциальный заказчик находит огромный выбор предложений непосредственных поставщиков услуг.

Заместитель руководителя российского отдела «Ванд Интернешнл Тур» Екатерина Степанова предполагает, что, несмотря на традицию россиян отправляться на Черноморское побережье России преимущественно поездом, у чартеров есть хорошая перспектива: «Если мы сформируем относительно недорогой пакет с перелетом, его будет легче продавать. Клиенты заинтересуются, ведь они ценят свое время, да и стоимость регулярки очень высокая». Г-жа Степанова подчеркивает, что билеты на внутренний чартер должны быть дешевле зарубежных, иначе россияне вновь предпочтут Турцию, Болгарию и другие страны.

Стопроцентная финансовая ответственность со стороны операторов приводит к тому, что они вынуждены закладывать в цены все свои риски. Иначе их шансы на благоприятный исход сезона заметно снижаются. В любом случае, основные причины разногласий между партнерами – финансовые, считает вице-президент группы компаний «Мультитур» Татьяна Семенова: «Операторы с авиаперевозчиками до сих пор не могут достичь договоренностей, которые устроили бы всех. А ведь любое начинание должно привести к взаимновыгодному результату».

 

Наталья Панферова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно