Калуга

Авиакомпании страдают из-за «закрытия» Египта

Туроператоры европейских стран постепенно начинают восстанавливать рейсы в Египет, который был закрыт после очередного витка революционных событий. В конце сентября – начале октября 12 западных стран смягчили формулировки относительно возможности посещения египетских курортов на Красном море. Правда, после рестарта голландская KLM, например, опять приостановила полеты. Но популярные у европейцев easyJet и Thomson Airways продолжают летать. В середине октября открылись программы с вылетом и из России. Но далеко не все наши операторы и перевозчики готовы говорить о возобновлении полетов, ведь рекомендации Ростуризма не летать в Египет сохраняются.

По данным Ростуризма, в первом полугодии 2013 года Египет посетили больше 1,3 млн. россиян. Статистика Росавиации показывает, что всего за рубеж, кроме стран СНГ, российскими авиакомпаниями в январе-июле 2013 года летало около 20 млн. человек. Статистика Росавиации учитывает количество проданных билетов, так что получается, что «туда-обратно» летали примерно 10 млн. человек. Подавляющее большинство туристов добираются в Хургаду и Шарм-эль-Шейх рейсами российских перевозчиков. Таким образом, на Египет приходится примерно одна десятая доля всех российских пассажиров, следующих международными маршрутами. Российские региональные аэропорты и некоторые авиакомпании, во многом зарабатывающие именно за счет выполнения чартерных рейсов на туристических направлениях, в течение лета не раз рапортовали о двузначном росте международного пассажиропотока. Такие показатели достигались, как правило, благодаря началу выполнения полетов на курорты Египта и Турции или увеличению рейсов по этим направлениям. В октябре сезон в Турции закончился, а Египет, по понятным причинам, уже не сможет выступать драйвером роста.

Министр по туризму Египта Хишам Заазу пообещал нашим туроператорам и авиакомпаниям всестороннюю поддержку в случае возобновления полетов в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. «Мы заплатим за пустые места по определенной шкале: чем больше мест в чартере будет продано, тем больше денег мы выплатим. Для регулярных рейсов готовы снизить стоимость услуг аэропортов. Затраты будут покрываться из бюджета министерства по туризму Египта», – сказал он. Некоторые российские туроператоры, например, TUI, говорят, что система работает. Другие игроки отрасли признаются, что никаких денег от правительства Египта пока не получали.

Но как бы ни складывались отношения египетских туристических властей и российского рынка, туроператоры сходятся на том, что заменить египетское направление нечем. По словам директора по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS Ивора Вукелика, в Египет летят порядка 18% клиентов туроператора. И зимой альтернативы этому направлению нет. Небольшой процент туристов можно отвезти в Дубай, на Гоа или в Таиланд, но это значительно дороже. «Для Западной Сибири актуальны направления в Юго-Восточной Азии, для центральной части страны альтернативы нет», – подтверждают и на рынке. Тяжело этой зимой придется не только пассажирам, которые не смогут улететь к теплому морю, но и авиакомпаниям, у которых будут простаивать самолеты.

Перевозчики говорят, что им удастся перераспределить провозные мощности на другие направления. Туроператоры сомневаются в столь радужных перспективах. Сложность не столько в недостатке туристов, сколько в отдаленности теплых курортов. В основном туристов в Египет возят на среднемагистральных самолетах Airbus A320 и Boeing 737, и летать на них в Гоа из Москвы невозможно. Несколько проще операторам широкофюзеляжных Airbus A330 и Boeing 747. Так, «Трансаэро» летом, по словам генерального директора компании Ольги Плешаковой, египетский турпоток, не без труда, но перераспределила между Турцией, Кипром и Грецией. Другие перевозчики тоже говорят о том, что рейсы удалось перенаправить на другие курорты, но спикеры при этом предпочитают оставаться инкогнито.

Понесли ли авиакомпании компании убытки, выяснить не удалось: одни отмалчиваются, другие отрицают. По словам Ольги Плешаковой, на финансовую деятельность компании египетское направление никак не повлияло, а вот поработать над исправлением ситуации пришлось активно. Другие признаются в том, что авиакомпании несут имиджевые потери – снижаются в рейтинге по пассажиропотоку.

Туроператоры не жалуются на перевозчиков: те лояльны и не упорствуют в требовании каких бы то ни было компенсаций. В TUI рассказали, что их давний партнер – авиакомпания «Колавиа», переименовавшаяся в Metrojet, максимально гибко подошла к решению египетского вопроса. Перевозчик перенесет на будущий сезон все договоренности с турагентом и не потребует компенсации в этом году. При этом в отличие от многих других компаний, «Колавиа» некуда будет девать свои самолеты, если их не загрузит TUI – три борта эксплуатируются только этим оператором и даже имеют соответствующую ливрею. При этом перевозчик лишь недавно пополнил парк двумя A321 и не без труда получил у Росавиации сертификат на их эксплуатацию. Помимо того, компания собиралась модернизировать салоны и устанавливать новые слим-кресла, что, соответственно, сопряжено с некоторыми расходами. Правда, в зимнем сезоне TUI собираются форсировать развитие горнолыжных курортов, а туда и A321 «дотянет».

На туррынке полагают, что основная доля убытков по Египту ложится на плечи турагентов. Но и операторам среднемагистральных самолетов придется попотеть, перераспределяя провозные мощности. Таким «птицам» тяжело зимой. Непонятно, куда летать, кроме Египта. Можно, конечно, отправить их в Альпы, но там могут быть проблемы, связанные с межправительственными ограничениями, пишет aviaport.ru.

Версия для печати