Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам

Сергей Ромашкин: «На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»

05:30, 6 декабря 2016

Сезон-2016 туроператоры по внутреннему туризму называют беспрецедентно успешным. Но удастся ли в 2017 году его повторить или хотя бы остаться на достигнутых высотах? О своем видении ситуации RATA-news рассказал генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

- Как вы оцениваете итоги прошедшего сезона?

- Сезон был лучшим в истории российского внутреннего туризма, и вряд ли достигнутые результаты можно будет повторить в ближайшем будущем. Все факторы сработали на нас. При этом довольно четко разделились направления пляжного и экскурсионного отдыха, на первом был хороший прирост 25-30%, на втором – небольшое снижение. Лидером по росту стал Сочи, а в самом городе – Имеретинка. Близость к аэропорту, современные отели, формирующаяся курортная набережная – все это позволило увеличить потоки в этот район более чем на 50%. Крым, по нашим оценкам, вырос на 15-18%, до 5 млн. человек, что также неплохо.

- А почему не выросла экскурсионка?

- Похоже, в кризисное время экскурсионные туры люди относят к необязательным тратам. А вот пляжная поездка на море с детьми необходима. Раньше многие ездили на отдых два-три раза в год – и на пляжи, и на экскурсии, а сейчас сокращают бюджеты и оставляют только одну поездку – на море. Плохо продавались Золотое кольцо, Санкт-Петербург, даже Москва. На рынке экскурсионного туризма растет лишь знаменитая «крымская кругосветка». По оценкам крымских компаний, поток на эти маршруты вырос за последние годы совершенно фантастически, чуть ли не в 20 раз! Счет идет на сотни тысяч туристов. Важно, что это не разовая экскурсия на пару часов, а полноценные многодневные маршруты с автобусными переездами из города в город. Оказалось, что, в отличие от украинцев, которые ездили в Крым лишь ради пляжного отдыха, россияне интересуются не только морем, но и историей. Спрос на экскурсионный Крым может сохраниться и на будущий год, это фиксируют различные исследования.

 

- Вы проводите акцию раннего бронирования. Как она идет?

- Интерес к лету-2017 есть, но делать какие-то выводы рано – статистики пока мало. Зато уже сейчас ясно, что спрос на новогодние праздники упал примерно на 10%. Это подтверждает тенденцию сберегательной модели потребления: люди оставили один, основной отдых – летом, а на дополнительный, вроде новогоднего, решили не тратиться.

Думаю, на сезон-2017 будут влиять несколько противоположных факторов. С одной стороны, открылась Турция, причем, по очень низким ценам. Вероятно, некоторые турецкие отели предложат скидки 30-40% от цен 2014 года. Плюс авиабилет в Анталью за 9 тыс. рублей, вполне сопоставимый со стоимостью билета в Крым или Краснодарский край. Фактически это означает, что рублевые цены на отдых в Турции могут вернутся на уровень почти двухлетней давности. Это «суперсигнал» рынку, ведь у нас в стране за последние два года всё только дорожало, в том числе отдых. Не исключено, что часть случайных туристов, которые прошедшим летом решили вместо Турции отдохнуть на отечественных курортах, «смоет» этой дисконтной волной.

Правда, ситуация с безопасностью в Турции не так уж однозначна, и многие, особенно семейные туристы, могут и не прельститься дешевизной. Не исключено, что они будут ждать каких-то дополнительных доказательств того, что турецкое правительство делает все необходимое для безопасного отдыха на своих курортах. С другой стороны, Россия – по-прежнему такой «лоу-кост» пляжного отдыха, есть много отелей, которые дешевле турецких и европейских, к тому же многим туристам не нужен и перелет. Иными словами, мы не ждем значительного спада в следующем году.

 

- Как думаете, уйдут ли массовые выездные туроператоры с внутреннего рынка после открытия Турции?

- Полагаю, крупные выездные компании, конечно, устремятся в Турцию, несколько сократив свое присутствие здесь. И это снимет явный перегрев внутреннего рынка, который наблюдался последние два года, рынок придет в равновесие.

 

- Что вы называете перегревом?

- Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий – потерь не избежать. Да, в 2016 году спрос был велик, но так будет не всегда.

- А удалось ли, на ваш взгляд, выездным операторам заработать на внутреннем рынке?

- Даже если и заработали, то финансовые результаты наверняка скромнее ожиданий. Впрочем, я могу только предполагать. Не хотелось бы подробно останавливаться на тонкостях внутреннего туризма, которые познаются с опытом, но есть определенные пропорции по квотированию мест на курортах, особенности низкого сезона, специфика гостиничной базы и менталитета отельеров. Так и не появилось субсидирование авиаперевозки, которую обещали туроператорам, и на нее особенно рассчитывали некоторые игроки со своими чартерами. Кроме того, всем новичкам нужны были сразу большие объемы, а это всегда большие риски.

 

- Вы упомянули субсидирование перевозки на морские курорты России, которого так и не было. Каков ваш прогноз на следующий год?

- Пожалуй, в 2017 году шансы у нас выше, чем в нынешнем. Субсидирование авиакомпаний было всегда, но касалось только Сибири, Дальнего Востока и некоторых других регионов, с 2014 года подключили Крым. При этом льготами может пользоваться ограниченный круг пассажиров, как правило, незащищенные слои населения, и в ограниченные сроки. В итоге тема субсидий только сбивает туристов с толку: не вдаваясь в детали госпрограммы, они тянут с покупкой билетов, рассчитывая на льготные тарифы. По моим подсчетам, например, субсидированной перевозкой в 2016 году в Симферополь могли воспользоваться всего 4% пассажиров. Как показал этот сезон, большой заслуги авиакомпаний в увеличении потока на российские курорты нет. В новом сезоне шансы туроператоров получить субсидии довольно высоки. Ведь Турция уже объявила о круглогодичной поддержке российских операторов, готовности выплачивать им 6 тыс. долларов за каждый рейс. Соответственно, наши курорты могут недосчитаться туристов, им нужна поддержка со стороны правительства. В январе-феврале 2017 года мы инициируем обсуждение этой темы.

 

- С уходом крупных выездных компаний с внутреннего рынка вам наверняка станет легче работать. Планирует ли «Дельфин» рост на будущий год?

- Реальные доходы потребителей падают, поэтому больших перспектив для роста спроса на потребительском рынке в целом мы не видим. По всем экономическим законам, спрос на туруслуги должен падать, так как люди будут экономить. Если он упадет вдвое, будет очень тяжело. Мне кажется, уже в этом году значительная часть поездок финансировалась из сбережений. Сейчас, согласно статистике, люди меньше берут кредитов, меньше покупают дорогих товаров, в общем, затягивают пояса.

И все же мы заложили на следующий год рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса: в последние годы внутренний рынок стабильно рос. Думаю, традиционные туроператоры по внутреннему туризму будут расти еще и из соображений здоровой «жадности» – если мы не возьмем эти объемы, их возьмут другие. В общем, оптимисты мы!

Теоретически, и сейчас есть точки роста. Возможно, в будущем году выстрелит Подмосковье, которое показало в 2016 довольно слабые результаты, мы сработали в ноль. Возможно – Казань или предстоящие игры Кубка конфедераций. Это соревнования всех континентальных чемпионов по футболу и сборной России в рамках подготовки к ЧМ-2018. Событие неординарное, очень представительное в спортивном плане. К нам приедут ведущие команды мира! Игры пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи и вполне могут подстегнуть спрос. Туристы будут перемещаться из города в город, и мы сможем на этом заработать.

 

- Некоторые ваши коллеги планируют более активное освоение рынка СНГ.

- Суммарные потоки во все страны СНГ не превышают 10-12% от количества поездок по России. Компенсировать падение нашего рынка выходом на эти страны не удастся. Номер один на этом рынке – Беларусь, но она сделала несколько серьезных маркетинговых ошибок, спровоцировав серьезный спад. Некоторые белорусские санатории подорожали за два года на 50-70%. Они, конечно, ссылаются на девальвацию рубля, вызвавшее падение белорусской валюты, говорят, что, например, Кисловодск стоит столько же. Это правда, но Кисловодск всегда был дороже. Очень трудно объяснить туристам причины резкого повышения стоимости туров в Беларусь.

А вообще-то по объемам впереди Беларуси идет Абхазия. Очень популярное направление. Причем, если раньше спрос тормозился дефицитом современной гостиничной базы, то сейчас сюда пошли инвесторы, началось активное строительство, появились десятки отелей на 50-60 номеров, вполне соответствующие современным представлениям о комфорте. И в Абхазию поехали люди не только из ностальгических соображений, но и молодежь.

Потоки в Армению, Азербайджан исчисляются сотнями тысяч туристов, но организованных очень немного. Направления растут стабильно на 5-10% в год. Но здесь свои проблемы – дорогая перевозка, въехать только по загранпаспорту, что сразу снижает возможный поток в четыре-пять раз. Спрос на Среднюю Азию тоже сильно сдерживает дальность перелета. Например, в столице Казахстана Астане пройдет Экспо-2017 – всемирная выставка «Энергия будущего». Очень интересное и совершенно футуристическое зрелище. Выставку точно стоит увидеть, и мы хотим попробовать такой тур продавать, ведем переговоры с казахстанскими коллегами. Но до Астаны лететь около четырех часов, и как это примут туристы, сказать трудно.

 

- Кстати, с профессиональной точки зрения страны СНГ и Абхазия – направления выездные. Значит, с 1 января 2017 года вы также попадаете под действие нового отраслевого закона?

- Да, для работы с этими странами туроператор должен иметь финансовые гарантии по выездному туризму, состоять в «Турпомощи», платить в компенсационный фонд и формировать еще и персональный. Нас не пугают эти нововведения, «Дельфин» готов показать свои обороты, внести взносы во все фонды. Закон, по идее, не должен отразиться на внутреннем рынке. С другой стороны, некоторые из туроператоров, которые специализировались на внутреннем туризме и заодно работали, например, с Белоруссией, Абхазией, могут не потянуть новые требования. Вполне вероятно, что число игроков сократится, и, теоретически, мы можем получить «освободившуюся» часть турпотока.

 

Беседовала Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно