Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

ТКП предложила IATA объявить мораторий

08:07, 7 февраля 2008

Устав от балансирования между двумя противодействующими в России системами взаиморасчетов, несколько крупных агентов по продаже авиабилетов решились на отчаянный шаг. Несмотря на реальную возможность отключения от систем бронирования ТКП, они «зажмурились» и договорились дружно вступить в систему BSP.

Продвигаемая Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) система взаиморасчетов BSP (Billing and Settlement Plans) функционирует в России с 1 сентября 2006 года. По данным на 9 января с.г., на территории нашей страны в этой программе участвуют 170 аккредитованных агентств IATA и 30 авиакомпаний, включая российские «Аэрофлот», «КДавиа» и «Трансаэро».

Внедрение в России BSP проходит на фоне противодействия со стороны Транспортной клиринговой палаты. Поскольку билеты ТКП – те же нейтральные бланки, только российские, Наблюдательный совет авиакомпаний по взаиморасчетам (НСАВ) Транспортной клиринговой палаты считает, что появление в нашей стране еще и BSP нецелесообразно. И эта позиция отстаивается жестко: агентов ставят перед выбором - либо ТКП, либо BSP. Продавцы, использующие BSP, отключаются от систем бронирования ТКП.

Сделать выбор между двумя системами агентствам очень сложно, а порой и невозможно. Откажешься от ТКП – лишаешься возможности продавать билеты многих российских авиакомпаний. С другой стороны, не вступишь в BSP – не будет у тебя иностранных перевозчиков. При этом BSP давит: вступайте. А ТКП гнет свою линию: отключим в соответствии с правилами, установленным НСАВ.

Писали и пишут агентства открытые и «закрытые» письма – в IATA, в ТКП, авиационным властям. Не помогает. Вконец измучившись, несколько крупных продавцов – «Альтаир», «Американ Экспресс», «Аэроклуб», «ВИП сервис», «Карлсон Вагонли», «Транстур», «Авантикс» и другие - собрались на очередное совещание: что будем делать? И в результате решили все-таки вступить в систему BSP и начать выписывать билеты на ее бланках. При этом компании заручились поддержкой «Аэрофлота», руководство которого пообещало своим агентам в случае возникновения проблем с ТКП привлечь административный ресурс, при необходимости – на самом высоком уровне.

«Конечно, мы рискуем бизнесом. У нас доля продаж на бланках ТКП достигает 30%, у некоторых продавцов 40-45%, - сказал RATA-news генеральный директор компании «Аэроклуб» Денис Матюхин. - Мы даже заготовили письма для наших корпоративных клиентов с сообщением о возможных перебоях с билетами. Но решение принято, больше невозможно метаться между двумя огнями». Генеральный директор компании «Карлсон Вагонли» Андрей Сафрыгин тоже считает, что другого выхода нет: «British Airways, например, уже разорвала все контракты вне BSP. Вы скажете: летайте самолетами «Аэрофлота» или «Трансаэро». Ну а если у нас среди клиентов много крупных коммерческих структур, у которых корпоративный перевозчик именно British Airways? Без BSP мы теряем и перевозчика, и крупных клиентов». Все участники «пула», с которыми удалось поговорить корреспонденту RATA-news, надеются, что здравый смысл все-таки возобладает, и хотя бы отечественная система не будет создавать проблем своим же продавцам авиабилетов. Если уж суждено быть двум системам взаиморасчетов, то они должны договариваться между собой, считают агенты.

Между тем, президент ТКП Сергей Ильичев рассказал RATA-news, что уже предлагал руководству IATA объявить совместный мораторий, чтобы агентства могли спокойно работать до разрешения всех проблем. «Я ведь тоже вижу край стола», - так выразился г-н Ильичев. Однако ответа на это предложение в ТКП не поступило.

Не отреагировала IATA, по словам Сергея Ильичева, и на предложение ТКП создать в России совместную и единую систему взаиморасчетов. «Не вижу смысла в существовании двух практически дублирующих друг друга систем. Наш бланк утвержден международной резолюцией IATA. Код бланка и диапазон номеров тоже дала IATA, - говорит президент ТКП. – А предпочтение BSP означает предпочтение иностранным перевозчикам. Мы защищаем рынок отечественных авиаперевозок и предлагаем единые правила, единую аккредитацию, единый бланк, единую отчетность, единые взаиморасчеты». Соответствующие предложения были переданы старшему вице-президенту IATA Тому Мэрфи на встрече в ТКП в июле 2007 года. Ответа не последовало.

Зато в январе с.г. г-н Мэрфи прислал Сергею Ильичеву письмо, в котором выразил «озабоченность по поводу текущей ситуации на российском рынке продажи авиаперевозок». Речь шла о «постоянном давлении» ТКП на агентов и о том, что они «должны быть свободны в выборе системы продаж и взаиморасчетов». Г-н Ильичев на это ответил, что ТКП не устанавливает правила на рынке, она только контролирует их выполнение, являясь исполнительным органом Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте. Но проблемы у агентов действительно есть. Выход из сложившейся ситуации - начало консультаций и переговоров. «Мы открыты для диалога и поиска приемлемых решений», - говорится в письме президента ТКП.

За последние полгода, по словам Сергея Ильичева, проблему несколько раз обсуждали на совещаниях в Минтрансе. Но диалог с IATA пока и не получается – ни у ТКП, ни у агентов, ни у авиационных властей. При этом IATA планирует выйти на полномасштабное функционирование BSP в ближайшие несколько месяцев.

Г-н Ильичев сообщил RATA-news, что намерен снова написать письмо Тому Мэрфи с предложением переговоров. К этому прямо просится мораторий. Хотя бы односторонний. Чтобы агентства могли спокойно работать. (Ирина Тюрина, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно