РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
Главная№3245Турпоток в Россию с востока растет, а с запада – падает

Турпоток в Россию с востока растет, а с запада – падает


Прошедший год подтвердил положительную динамку во въездном туризме в Россию. Рост показали 26 из 40 рассматриваемых стран. Согласно данным Росстата, число туристов, приехавших к нам в 2012 году, выросло в среднем на 10% по сравнению с 2011 годом. Это лучший результат за последние пять лет. В 2011 году этот показатель составлял 9%, в 2010 – 2%, в 2009 вообще ушел в минус (-8%), в 2008 году рост не превысил 4%.

 

Радость от этого достижения омрачается только тем, что, несмотря на хорошие «проценты», в абсолютных цифрах иностранных туристов в Россию едет по-прежнему очень немного, особенно при сравнении с выездными объемами. Если за рубеж каждая третья поездка – с туристическими целями, то в Россию – лишь одна из десяти. За рубеж в прошлом году выехало 15,3 млн. российских туристов, а к нам приехало – всего 2,6 млн. Причем, некоторым экспертам этот показатель кажется даже слегка завышенным.

 

«Основной поток иностранных туристов идет через Санкт-Петербург. Например, Исаакиевский собор в 2012 году посетило более 2,7 млн. человек - примерно поровну российских и иностранных туристов», - пояснил RATA-news генеральный директор компании «Свой-ТТ» Сергей Войтович. Трудно воспринимать такой поток как успех, когда знаешь, что страна может принимать иностранных туристов в 10 раз больше. С ним согласен генеральный директор компании «Академсервис» Леонид Исакович. Тем не менее, рост в 10% по въезду ему кажется соответствующим действительности.

 

В 2012 году подтвердилась еще одна тенденция, наметившаяся в 2011-м: активизация азиатских, восточных и новых для России рынков. Самый заметный рост показали Индия (111%), Китай (47%), Турции (25%), Австралия (33%), Япония (18%), Израиль (14%), Гонконг (12,6%). Согласно Росстату, поток индийских туристов в Россию с 2008 по 2012 год вырос более чем втрое. Как рассказал RATA-news заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Георгий Мохов, только столицу в 2011 году посетило 35 тыс. индийцев, а в 2012 – уже 47 тыс. Леонид Исакович полагает, что прирост по Индии, среди прочего, может быть связан и с тем, что начали оперативнее работать наши консульские службы

 

Продолжает радовать операторов Китай. По словам директора по въездному туризму компании «Интурист» Нины Жаровой, спрос на поездки в Россию у жителей Поднебесной увеличился практически в два раза по сравнению с предыдущими показателями. Неплохим стимулом для этого стал прошлогодний Год российского туризма в Китае. Китайцы интересовались не только традиционным маршрутом из Москвы в Санкт-Петербург, но и Тверью, Новгородом, Суздалем и Владимиром». Правда, по словам Сергея Войтовича, с востока к нам едут не самые состоятельные туристы. «Основной поток китайских туристов едет по профсоюзным путевкам. Здесь они живут в дешевых гостиницах, денег оставляют мало, даже за экскурсии гидам часто платят «всерую». Жалоб на них много», - заметил он. Директор компании Fremad Moscow Нина Тихонцева согласна, что пока юго-восточный рынок - Китай, Таиланд, Индия – это, прежде всего, сегмент очень дешевых туров.

 

Среди открытий года – Иран, для которого Россия оказалась одной из немногих «открытых» стран. Заметно активизировался вьетнамский турист. Стабильно растет поток из Турции, причем, именно культурный, туристический. Управляющий директор компании «Тари-тур» Игорь Кузьмин отметил также хороший японский сезон: «У нас в 2012 прирост по Японии даже больше, чем по рынку, примерно 20%. Сами японцы удивились этим цифрам. Но, думаю, в этом году поток из Японии уже войдет в привычное русло и объем будет уже ниже, чем в 2012 году». Директор московского офиса компании «Инфофлот» Андрей Михайловский отметил рост потока индивидуальных туристов из самых разных стран. По его словам, рост интереса к речным круизам по России со стороны иностранцев связан с повышением комфортабельности кораблей и уровня сервиса: по этим показателям наша страна выходит на мировой уровень.

 

Нельзя не заметить, что активнее всего увеличивается турпоток из безвизовых стран. Единственной страной Шенгена, которая росла в прошлом году наравне со всем рынком, оказалась Швейцария (+10%), все остальные до этой планки не дотянули. Именно поэтому Леонид Исакович считает, что результаты года оказались ниже ожиданий. Показатели по Индии, Австралии и, тем более, Бразилии или Гонконга ни о чем не говорят, так как поток из этих стран минимален. Ориентироваться надо на страны, которые традиционно дают нам много туристов, - Германию, Италию, Францию», - сказал он.

 

Из Германии туристов приехало больше всего - 375,3 тыс. (+8%). В этом году подросла на 5% Великобритания (в прошлом году было 2%), Франция прибавила 5% (1% в прошлом году), а вот остальные европейские страны сильно огорчают. Финляндия в прошлом году просела на 4%, а в этом - еще ниже (-10%), Дания – почти на 5%, продолжается снижение и по прибалтийским странам – Эстонии (-12%), Латвии (-4%). По словам Нины Тихонцевой, туристы из Северной Европы стали реже ездить в Россию – сказывается кризис, а наша страна дороговата. Заместитель генерального директора компании «Гардарики Сервис» Елена Крюкова (прием бизнес-туристов из Италии) считает, что и итальянцы решили в прошлом году остаться дома из-за кризиса. Те же, кто все-таки добрался до России, предпочли провести в нашей стране меньше дней.

 

Есть в этом списке и особо пострадавшие. Грустно видеть ухудшение ситуации по Испании, которая в 2011 году выросла на 16%, а в этом упала на 30%! Или Норвегия, которая в прошлом году показала рост в 4%, в этом – падение на 12%, а с 2008 года поток снизился почти на 50%. В компании «Интурист» минусовые показатели Испании называют вполне предсказуемыми. Страна находится в глубоком экономическом кризисе, естественно, что население экономит на путешествиях. В России, напротив, цены не останавливались в росте. С начала текущего года, по замечанию Нины Жаровой, стоимость турпакета подорожала в среднем на 10%. Сергей Войтович считает ссылки на кризис несерьезными. «Кризис в Испании длится уже пять лет, а такое резкое падение спроса мы фиксируем почему-то только в этом году», - заметил он. По словам эксперта, проблема в российских визовых центрах, которые тормозят интерес к России.

 

Сергей Войтович уверен, что такое же падение в скором времени постигнет и другие страны, в которых открылись российские визовые центры. Действительно, по словам Нины Тихонцевой, в их компании из-за российской визовой политики число групп из Германии сильно снизилось. «С прошлого года с немцев стали запрашивать массу документов, подтверждающих благополучие и финансовую состоятельность. Для туристов это оказалось тяжелой задачей: группы сборные, население разбросано по городкам и деревням», - пояснила она. RATA-news уже не раз писала об этой проблеме.

 

Туроператоры связывают с сезоном-2013 большие надежды и не меньшие опасения. Уверенности их лишает серьезный дефицит гостиничных мест в Санкт-Петербурге и Москве из-за проходящих крупных мероприятий. Например, Экономический форум и международное совещание Большой двадцатки в Санкт-Петербурге, чемпионаты мира по регби и легкой атлетике в Москве сильно подрывают летний туризм. Как сказал RATA-news Игорь Кузьмин, большинство мест в отелях уже заблокировано под нужды официальных организаций. По словам Нины Жаровой, во время саммита в Санкт-Петербурге в начале сентября стоимость гостиничного номера достигает 8-10 тыс. рублей в сутки. Похожая ситуация и во время Петербургского международного экономического форума, который традиционно проводится в период белых ночей. Получается, что туристов буквально вынуждают выбирать для своих поездок межсезонье, однако представителям многих теплых стран это совсем не подходит.

Любовь Булгакова, Нина Егоршева, Наталья Панферова, Светлана Ставцева, Ирина Тюрина, RATA-news

 

Въезд иностранных туристов

в Россию в 2012 г.

(тыс. поездок)

Страна

2012

2011

2010

2009

2008

1

Германия

375,3

346,6

347,2

333,9

332,8

2

Китай

343,4

234,1

158,1

115,9

127,2

3

США

179,8

169,8

162,4

183,2

185,9

4

Великобритания

135,9

128,5

126,5

150,9

142,0

5

Финляндия

120,3

133,6

139,2

149,9

141,0

6

Италия

118,7

125,0

123,0

113,5

143,5

7

Франция

99,6

94,9

94,3

94,2

103,2

8

Израиль

86,0

75,5

58,7

46,5

32,7

9

Испания

70,3

100,8

86,7

95,1

105,7

10

Южная Корея

48,4

47,0

42,6

35,2

47,3

11

Япония

44,7

38,0

42,2

39,3

44,4

12

Канада

36,3

34,9

31,5

43,6

44,2

13

Австралия

33,0

24,8

21,2

22,4

26,1

14

Нидерланды

32,5

37,9

34,9

31,9

35,4

15

Латвия

32,1

33,5

33,8

33,9

66,8

16

Польша

30,1

29,9

25,6

26,4

32,9

17

Швейцария

28,8

26,3

23,9

26,2

23,8

18

Австрия

28,1

28,0

28,3

31,4

24,8

19

Эстония

27,4

31,3

34,6

34,0

45,7

20

Бразилия

27,2

23,0

15,1

10,6

16,1

21

Индия

26,6

12,6

9,6

8,6

6,8

22

Швеция

23,9

27,4

22,1

28,3

24,9

23

Литва

21,1

22,1

22,8

33,6

58,4

24

Норвегия

20,6

23,3

22,5

27,9

34,3

25

Бельгия

18,6

17,8

17,0

17,2

18,8

26

Гонконг

17,0

15,1

10,0

6,2

-

27

Дания

16,7

17,5

16,2

15,1

19,7

28

Греция

14,5

17,1

18,1

23,4

23,0

29

Иран

14,0

13,9

12,3

9,5

7,9

30

Мексика

13,2

14,2

11,7

8,0

-


Всего въехало с целью туризма

2570,5

2336

2133,9

2100,6

2295,1


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 23.08 Палма
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100