Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Пусть уже придет хоть какой-нибудь кластер!»

08:07, 7 апреля 2009

Тема развития туризма в отдельных регионах России, создания благоприятного имиджа и привлечения инвестиций для строительства туробъектов была одной из основных на конференции «Регионы России: развитие туризма в условиях кризиса», которая прошла в рамках выставки MITT-2009. Ее органично продолжил круглый стол «Консолидация усилий участников рынка гостеприимства и местных администраций с целью увеличения потока внутреннего и въездного туризма», организованный управляющей компанией «Аккорд менеджмент групп».

Туристический имидж: как это делают? Проблемой создания туристического имиджа, который побудит инвестора строить в регионе туробъекты, а туристов (желательно не только российских) – активно посещать их, сейчас озабочены многие региональные администрации. Что нужно сделать, чтобы этого добиться, обозначила в своем выступлении Надежда Макатрова, партнер консалтинговой компании «Конкретика». Прежде всего, считает эксперт, представители региональных властей должны четко представлять себе, что должно измениться в регионе в результате брендинговой работы. При этом администрациям рекомендуется, что называется, «начать с себя»: каким бы красочным имиджем и туристическими достоинствами ни был бы отмечен регион, если согласование проекта строительства длится года, инвестиционного бума ждать не стоит. В качестве негативной иллюстрации г-жа Макатрова выбрала Подмосковье: немало инвесторов, «намыкавшись» здесь, пошли искать счастья в других регионах. А положительные примеры найдены в Нижегородской области: там инвесторам выделяют куратора из числа местных чиновников, который помогает оперативно решать многие проблемы. В Ленинградской области однажды даже осушили болото за счет средств местного бюджета: оно мешало крупному инвестиционному проекту.

Консультант также предостерегла от чрезмерного глобализма в имиджевой работе: большие задачи нужно дробить. «Нам нужен сильный бренд, и тогда к нам поедут», считают многие руководители администраций. Между тем, для начала нужно найти инвесторов на объекты X и Y, позаботиться о положительном образе региона, губернатора. Этот образ во многом создают СМИ, но большинство регионов России, за исключением Москвы, Петербурга, Кубани появляются в новостных блоках федеральных каналов, как правило, тогда, когда там случаются ЧП. Между тем, можно найти массу поводов, чтобы пригласить журналистов и подготовить ряд положительных материалов о регионе, особенно если там собираются развивать туризм, совершенно справедливо считает Надежда Макатрова. Источником полной, хорошо подобранной и регулярно обновляемой информации о регионе должен стать сайт администрации.

Не стоит и переоценивать свои силы, браться за решение сверхзадач – в этой связи эксперт напомнила о неудавшихся планах президента Калмыкии превратить Элисту в мировую шахматную столицу. Не имеет смысла подходить к позиционированию региона без сравнительного анализа территорий-конкурентов: многие города в числе своих туристических достоинств называют местный Кремль, между тем, «Кремли» уже порядком наскучили иностранцам, а вот образ Екатеринбурга как города-завода они, считает г-жа Макатрова, «воспринимают с восторгом».

Привлекать в регион нужно не «туристов вообще»: желательно выделить узкие сегменты и продумать работу с каждым из них. По мнению Надежды Макатровой, 300 санаториев и домов отдыха Подмосковья могли бы иметь гораздо больший доход, если бы работали с тем сегментом отдыхающих, которые не желают оплачивать проживание в них, зато с удовольствием пользовались бы оздоровительными центрами, пляжами, ресторанами. Между тем, многие средства размещения гостей на территорию не пускают, если те не оплачивают гостиничные услуги, и – несут убытки.

Очень важно строить стратегию продвижения города в соответствии со стратегией продвижения области, края. И не стоит копировать чужой, пусть даже очень успешный опыт: «Чтобы сделать Кошкин, скопировав Мышкин, надо, как минимум, быть на водном пути между городами Золотого кольца».

Если Надежда Макатрова рассуждала о туристическом имидже региона с точки зрения теории, то Елена Канева, заместитель главы администрации Углича по туризму и международным связям, рассказала о том, как удалось привлечь туристов в город на практике. В основе действий администрации, признала Канева, была «добротная программа», разработанная «приглашенными специалистами» 10 лет назад. Территория Угличского Кремля, палаты царевича Дмитрия – известные достопримечательности города, но для привлечения большого потока туристов, по мнению авторов программы, этого мало. В Угличе стали активно создавать музеи, в том числе и первый в стране интерактивный - русской водки, «на который и СМИ обрушились, и кто только нас не пинал», – говорит г-жа Канева. А туристам музей понравился.

Совместно с представителями индустрии гостеприимства города был продуман и событийный календарь: сейчас в Угличе проходят четыре фестиваля. «Зимние забавы» помогает поднять доходы гостиниц и ресторанов в самое тяжелое для туризма время, а на фотофестиваль «Углич - лицо русской природы» удается каждый год собирать фотографов с мировыми именами, которые «пиарят» город в разных уголках света.

Теперь Углич имеет 250-тысячный ежегодный поток туристов, несколько музеев, 650 гостиничных мест. Но это только начало: крупные инвесторы – правительство Москвы, Газпром, «Интеррос» строят в городе роскошные гостиницы с причалами для яхт, спа-центрами, конференц-залами – и эта инфраструктура, в свою очередь будет стимулировать новый виток туризма.

Из кого делать кластер? Объединение усилий региональных администраций и предпринимателей для развития туризма в регионах – задача актуальная для многих территорий России, рассказал заведующий кафедрой туризма и рекреационной географии геофака МГУ профессор Виктор Кружалин. Администрация Сергиева Посада обратилась к ученым с просьбой разработать программу превращения города в туристический центр мирового уровня, подобно Ватикану в католическом мире. Помимо Ватикана есть и другие примеры: маленький польский городок Ченстохова посещает 5 миллионов туристов ежегодно. Там в монастыре Отцов Паулинов находится христианская святыня – чудотворная икона Черной Мадонны, по преданию написанная святым Лукой на доске стола святого семейства. Святыни и храмы Сергиева Посада имеют огромное значение в православном мире, однако туристы в город лишь заезжают на короткое время поклониться мощам и отправляются дальше по маршруту Золотого Кольца. По большому счету, в городе мало кто надолго останавливается. В местах, подобных Сергиеву Посаду, считает г-н Кружалин необходимо создавать туристические кластеры – объединения, способные развивать брендовые территории, у которых есть солидный туристический потенциал.

На вопрос, кто и как должен генерировать идеи по развитию туризма в регионе и воплощать их в жизнь, пытались ответить многие участники круглого стола. По мнению генерального директора управляющей компании «Аккорд менеджмент групп» Екатерины Гараниной, кластер нельзя образовать искусственно, туда должны «подтянуться» заинтересованные люди и компании, а не просто «десять первых предпринимателей» региона. Вадим Овчинников, генеральный директор «Школы дворецких» считает, что кластер нужно создавать вокруг профессионалов туристической отрасли. «Надо взять то, что в городе поставлено хорошо, и к этому хорошему присоединятся другие профессионалы: пусть это будет ресторан, в котором вкусно туристов накормят, потом появится отель, потом местный туроператор привезет сюда клиентов». Туристический кластер должен формироваться снизу, благодаря союзу профессионалов, заинтересованных в развитии общего дела.

Елена Григорьева, руководитель туристического центра «Торжок» Всероссийского историко-этнографического музея считает, что ее город может спасти только внешнее вмешательство. Торжок разрушается, туристов не привлекают облупившиеся фасады, администрация бездействует. Нужны идеи, программы и средства на восстановление древнего русского города как туристического центра. «Пусть бы уже к нам пришел какой-нибудь кластер!»- так закончила Елена Григорьева свое эмоциональное выступление. (Элеонора Арефьева, RATA-news H&R)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно