РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
Круизный Дом - с 19 ноября
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
Главная№4573За туризм без культуры и спорта

За туризм без культуры и спорта


Чемпионат мира по футболу 2018 г. дает России шанс побить рекорды по въездному туризму. Но спортивный праздник продлится месяц и закончится, а проблемы в сфере туризма останутся. Отрасль, которая формирует десятки процентов ВВП не самых бедных стран мира, в России –по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Почему так происходит? Своим мнением поделился с «Ведомостями» вице-президент «Опоры России» по туризму Алексей Кожевников.

 

 

Расцвета внутреннего туризма, о котором так охотно говорили российские чиновники в разгар кризиса 2014-2016 гг., пока явно не случилось. Как только курс рубля стабилизировался и Россия помирилась с Турцией, россияне стали снова ездить отдыхать за границу. Прежде всего в ту самую Турцию, где all inclusive все равно дешевле, чем в Сочи и в Крыму.

 

При этом совершенно очевидно, что бедность населения или слабый рубль и не должны быть единственным конкурентным преимуществом внутреннего туризма в нашей стране. Беда в том, что других преимуществ пока не просматривается. И как только миллионы россиян начали вынужденно ездить по России, например в Крым, то тут же убедились, что у нас тоже, мягко говоря, недешево. И при этом уровень сервиса никудышный.

 

Власти курортов и населенных пунктов с историческими и культурными достопримечательностями научились рапортовать вышестоящим начальникам, что внутренний туризм стремительно развивается, что это полноценная часть экономики, которая включает в себя аж 54 отрасли. По оценкам Ростуризма, туристический поток в России за 2017 г. оказался рекордным – 81 млн человек. Но есть вопросы к методике подсчета. Складывается ощущение, что в туристы записывают практически любого человека, покупающего билет на самолет или на поезд и проезжающего через территорию России. По крайней мере, эти официальные данные совершенно не бьются ни с данными о заполнении гостиничного сектора (даже с учетом отдыхающих в частном порядке дикарей), ни с показателями финансовых поступлений от туризма в местную казну.

 

Нельзя сказать, что государство вообще ничего не делает. Утверждена и действует стратегия развития внутреннего туризма в России до 2020 г. В документе записаны вроде бы правильные вещи. Но, как бывает у нас со многими правильными решениями, они попросту не исполняются. Ориентиры есть, но планомерной работы по их достижению никто не ведет. А главное, нет никакой ответственности должностных лиц за отрицательные результаты.

 

По-прежнему едва ли не самым болезненным сдерживающим фактором для развития туризма в нашей стране являются высокие, а для миллионов людей просто заградительные внутренние цены на услуги железнодорожного и авиационного транспорта. Чтобы изменить ситуацию, необходимо корректировать налоговую политику, регулировать цены на ГСМ, обеспечивать конкуренцию в сфере пассажирских перевозок за счет большего количества компаний-перевозчиков. Пока же улететь в ту же Турцию дешевле. Даже вне сезона в Крым вы не улетите дешевле чем за 10-15 тыс. рублей. А в сезон цены поднимаются вдвое-втрое. С полетами в Краснодарский край (Сочи) ситуация не лучше. А если не хочешь тратиться на билет и доехать до курорта на машине, то непременно столкнешься с плохими дорогами, отсутствием придорожного сервиса, полезной туристической навигации, удобных парковочных пространств и теплых туалетов на трассе.

 

Цены на отели тоже кусаются. Проблема в том, что круглогодичных туристических центров у нас практически нет. Сезон у отельеров короткий, надо успеть за считанные месяцы заработать прибыль на весь год. При этом коммунальные тарифы каждый год растут, налоги повышаются, проверок меньше не становится. Вот Турция, где у туристической отрасли совершенно иная степень свободы, и выигрывает «чемпионат России по туризму» с явным преимуществом.

 

В стратегии указывается, что должна быть создана дорожная карта развития инфраструктуры туризма и сервиса, согласованная с другими федеральными и региональными программами. Надо ли говорить, что такая дорожная карта не создана. А пока ее нет, вузы продолжают готовить для туристического рынка кадры, которые просто не нужны бизнесу, потому что устарели профессиональные стандарты, в учебных заведениях как факт отсутствует практика либо она проходит чисто номинально. В результате свежеиспеченные кадры не могут создавать и развивать местный туристический продукт. Им гораздо проще продавать курорты Турции или Испании с уверенностью, что покупатель гарантированно получит тот отдых, который хотел получить.

 

Еще одна важная стратегическая задача – продвижение отечественного туристического продукта на внутреннем и международном рынках. Что происходит по факту? В большинстве регионов на продвижение способных привлечь туриста событий и популяризацию самих территорий в региональных бюджетах просто нет денег. Либо их настолько мало, что регионы не в состоянии продвигать себя не только за рубежом, но даже и внутри России. Конечно, россияне более-менее представляют, что такое Крым, Сочи, Плес или Суздаль. Но большинство наших сограждан, если у них спросить, вряд ли назовут больше 5-7 мест в России, где можно провести отпуск или каникулы. Зачастую о курортах Турции, Испании или Греции они осведомлены гораздо лучше.

 

В российских регионах в большинстве случаев туризмом занимается либо министерство культуры, либо министерство спорта. В этих ведомствах туризм всего лишь приставка, дополнительное бремя. Как правило, в регионах на туризм работает один или несколько человек. Все стараются в духе времени сделать брендбуки, нарисовать логотипы мест. И... всё. Но туристу нужен не «узнаваемый графический бренд» города или села, а гостеприимство. Сервис. Чтобы его встретили как родного, вкусно накормили, показали интересные места – ненавязчиво, но с заботой, подвели к сувенирам и с улыбкой проводили. Главное, что теперь продают в любом бизнесе, – это даже не столько сам товар, сколько впечатления. К туристическому бизнесу это относится вдвойне: тут по определению не может быть ничего важнее впечатлений, которые остаются у людей от поездок.

 

Для стимулирования развития туристической инфраструктуры на региональном уровне действует давняя федеральная целевая программа – «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)». Она вроде бы полезна для создания инфраструктуры, которую местный бизнес за собственный счет просто не потянет. Однако эта программа основана на кластерном подходе. А такой подход подразумевает проектное финансирование, т. е. приходится продвигать турпроекты на много гостиничных номеров и много рабочих мест в надежде получить много инвестиций. Но отдельными мегапроектами туризм не разовьешь – это отрасль прежде всего частной инициативы и малого бизнеса.

 

В целом создается впечатление, что чиновники на всех уровнях не совсем понимают, что делать с внутренним туризмом. Возможно, есть смысл создать отдельное туристическое федеральное ведомство – Минкультуры явно не справляется с задачей. Даже в структуре Министерства экономики туризм смотрелся бы логичнее.

 

Давайте признаем: российский туризм нуждается в кардинальных изменениях. Власть на всех уровнях должна осознать, что главный тренд мирового развития в том, что технологии и сфера услуг все больше влияют на экономику. Нефть и газ могут закончиться, а желание людей получать впечатления и видеть новые места или просто «съездить на море» будет всегда.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 23.08 Пунта
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100