Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Туризм должен стать основой социально-экономического развития регионов

08:07, 7 июля 2008

Эта тема обсуждалась на слушаниях «Туризм как точка опоры региональных стратегий социально-экономического развития», прошедших в Общественной палате Российской Федерации и организованных при содействии некоммерческого партнерства «Время отдыхать в России». Вел заседание заместитель секретаря Общественной палаты РФ Сергей Катырин.

На слушаниях обсуждалась роль туризма и как «локомотива» экономического, социального развития регионов, и как основы имиджевой политики государства. Пока Россия по доле туризма в ВВП страны, по оценкам экспертов, находится на 138 месте в мире, уступая даже Северной Корее. Количество иностранцев, приезжающих в Россию с целью туризма, из года в год сокращается. Одновременно растет поток россиян, выезжающих на отдых за рубеж. При этом Россия обладает колоссальным туристическим потенциалом. Главная проблема здесь, по мнению экспертов, это неэффективное использование туризма в целях российского территориального маркетинга, игнорирование международного опыта. В качестве одного из вариантов решения предложено, например, создать координирующий экспертно-аналитический орган, способный организовать единое информационное пространство туристической отрасли.

Не все согласились с этим мнением. «Еще один единый орган? Не убежден. А вот единые правила игры в деле развития туризма, единые рамки управления, модели политики – возможно», - сказал председатель Комиссии по региональному развитию Общественной палаты Вячеслав Глазычев. Он отметил, что сегодня каждый регион, разрабатывая стратегию своего развития, непременно упоминает в этом, в общем-то, формальном документе необходимость логистического центра, хаба и развития туризма. При этом за рамками остается огромная логистическая работа. «Пока внятного понимания, что разные виды туризма требуют разного обеспечения, в регионах нет», - считает г-н Глазычев. Он также упомянул сложные отношения регионов с «федеральными конструкциями», что тут же проиллюстрировала представленная на слушаниях история проекта «Николо-Ленивицкие промыслы» и фестиваля «Архстояние». Замечательные начинания энтузиастов, обеспечивающие занятость местного населения и привлекающие интерес турфирм, готовых привозить туристов, не находят своего развития из-за разногласий с национальным парком «Угра».

Вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты РФ Юрий Барзыкин подчеркнул, что мультипликатинвый эффект от развития туризма как межхозяйственного комплекса затрагивает до 30 отраслей экономики. Поэтому необходимо решать глобальные задачи туристической отрасли с привлечением всех заинтересованных сторон – власти, бизнеса, общества. Пока же число иностранных граждан, которые целью своей поездки указывают непосредственно туризм, согласно данным Росстата, в 2007 г. составило 2,2 млн., что соответствует уровню 1991 г. С тех пор, как в 2003 г. этот показатель достиг своего максимума в 3,2 млн. прибытий, данные статистики показывают его последовательное снижение. При этом дефицит платежного баланса страны по статье «поездки» в 2007 г. достиг $12,7 млрд., увеличившись по сравнению с 2000 г. более чем в 2 раза.

Опрос, проведенный Российским союзом туриндустрии в 2005-2006 гг. среди работающих на прием туроператоров в 23 субъектах РФ, показал, что основными проблемами, препятствующими развитию въездного туризма, являются высокая стоимость туров в Россию; дефицит современных гостиниц туристского класса; недостаточная реклама туристских возможностей России за рубежом; дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;

необходимость оформления и сама процедура туристских виз; неблагоприятный имидж России за рубежом, формирующийся, в значительной степени, под влиянием СМИ. К этому следует добавить неразвитость в большинстве районов страны транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания, состояние аэропортов и т. д.). Достаточно сказать, что по опросу, проводившемуся Росстатом среди иностранных туристов, больше всего нареканий у них вызывает именно качество транспортного обслуживания при переездах внутри страны.

Перечень этих проблем можно продолжить, но главное, что в совокупности они ведут к снижению конкурентоспособности российского турпродукта на мировом туристском рынке с точки зрения соотношения цены и качества туристских услуг. Особенно динамично растут цены на пассажироперевозку железнодорожным и авиационным транспортом, на проживание в гостиницах, посещение музеев и на услуги питания. В результате цена стандартного недельного тура для иностранцев с посещением Москвы, Золотого кольца или Санкт-Петербурга превысила психологически приемлемый для большинства европейских туристов рубеж в 1,5 тыс. евро. Эта сумма соответствует стоимости десятидневного тура в более отдаленные страны, такие как Китай, Индия, на островные курорты и значительно превышает цены на туры в страны Восточной Европы.

Председатель Комитета по туризму правительства Москвы Григорий Антюфеев назвал еще одну ключевую проблему, препятствующую развитию туризма: отсутствие понимания необходимости маркетинга российского турпродукта, не позволяющее ни конкурировать с другими странами, ни использовать его как механизм привлечения в регионы инвесторов, туристов, специалистов.

Конкретизировали проблемы представители турбизнеса. Генеральный директор компании «Астравел» Валерий Лощиц рассказал, в частности, как легко многопрофильному туроператору работать с зарубежными странами по формированию и продвижению турпродукта. В России действуют более 40 туристических офисов разных государств, они плотно сотрудничают с турбизнесом, дают рекламу, проводят мероприятия, ознакомительные и пресс-туры. Российские регионы, за исключением нескольких туристически продвинутых, ничего подобного не делают, что очень затрудняет продвижение и продажу внутреннего турпродукта. «Наши турфирмы активно не продают отдых в России. Они не знают, как это делать, не умеют и поэтому не хотят», - сказал г-н Лощиц. Реализации внутреннего продукта также мешают проблемы с объектами размещения, в частности, с менеджментом гостиниц и пансионатов, проблемы с качеством образования в туризме и отсутствие кадров. «Чтобы добиться хорошего въезда, надо сначала поднять на высокий уровень внутренний туризм, - считает Валерий Лощиц. – Туризм – это не только экономика, но и самоуважение страны. И он требует не просто инвестиций, а грамотных инвестиций».

Завершая слушания, Сергей Катырин выразил уверенность, что Общественная палата России примет самое активное участие в развитии отечественного туризма. Участники мероприятия поддержали инициативу создания в Общественной палате межкомиссионной рабочей группы с целью эффективного диалога с властью, объединения усилий в работе над продвижением российского турпродукта и создания необходимых условий для развития отрасли. (Ирина Тюрина, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно