Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

«У небольших агентств по продаже авиабилетов нет легальной возможности зарабатывать деньги»

08:07, 7 сентября 2009

Одно из региональных агентств по продаже авиабилетов – «Авиатранспортное агентство Магадан» - признано нарушителем закона. Местный транспортный прокурор потребовал у суда признать незаконным приказ директора агентства о взимании с пассажиров сбора за подбор тарифа, перевозчика и маршрута в размере 300 рублей. Магаданский городской суд удовлетворил требование прокуратуры, мотивируя это тем, что плата за подбор маршрута сверх тарифа авиаперевозчика является двойной оплатой одних и тех же услуг. О том, почему подобные обвинения угрожают всем агентствам и как избавить их от этой угрозы, рассуждает Юрий Шабунин (фото), генеральный директор Ассоциации агентств воздушного транспорта.

- Юрий Георгиевич, это первая подобная проверка?

- Нет, далеко не первая. Были такие же истории в Томске, на Сахалине. Правда, в каждом случае проблема решалась по-разному. Где-то удавалось договориться, где-то приходилось возвращать деньги пассажирам.

- То есть, агентства действительно взимали их незаконно?

- И да, и нет. Раньше комиссию агентствам за услуги по продаже перевозок выплачивали авиакомпании. Это положение было отражено во всех документах, которые регулируют деятельность авиаперевозчика. В Воздушном кодексе, Федеральных авиационных правилах по организации перевозок, формированию тарифов и т.д. были слова о том, что «перевозчик формирует стоимость билета и выплачивает агентское вознаграждение агентствам за продажу перевозок». Следуя примеру иностранных коллег, несколько лет назад российские авиакомпании дружно начали отменять комиссионные выплаты агентствам. Но это на практике. А на бумаге как было написано, что перевозчик выплачивает агентствам комиссию, так и осталось. Сейчас в договорах между авиакомпаниями и агентами можно увидеть комиссионные в размере 1 доллар, 1 евро, нулевые и т.д. Понятно, что при такой комиссии агентства не могут покрывать издержки по ведению бизнеса, то есть не могут юридически чистым способом зарабатывать деньги.

- Но ведь вместо комиссии авиакомпании предложили агентам брать сборы с пассажиров?

- Да, но здесь-то и возникла проблема. В 1997 году Минтранс издал приказ №154, позволивший агентствам взимать деньги с пассажиров за оформление и продажу билетов. Там описывалось, какие сборы и за что агентства могут устанавливать. Однако в 2002 году этот приказ отменили, потому что появилось много новых сборов, не упомянутых в нем – за пользование системами взаиморасчетов, топливо, услуги аэропортов. После отмены приказа агентства оказались единственными, кто не имеет права взимать сборы с пассажиров. Пока авиакомпании сохраняли комиссионные, особых проблем не было. Но когда они были отменены окончательно, оказалось, что у агентств нет легальных способов зарабатывать деньги.

- Получается, что по российскому законодательству агентство не имеет права ничего брать с пассажиров?

- Агентство, как любой участник рынка, имеет право взимать оплату за свои услуги по Гражданскому кодексу. Но за свою основную деятельность по бронированию и продаже перевозки оно не может взять деньги, потому что во всех документах, регулирующих рынок, как я уже говорил, написано, что эти услуги оплачивает перевозчик. Поэтому агент должен сам изобретать, за что он может взять деньги – за продажу билета, подбор тарифа, в общем, у кого на что хватит фантазии. При этом слово «сбор» не особо приветствуется проверяющими органами, так уж исторически сложилось. В агентской среде стараются говорить не «сбор», а «дополнительная плата».

- Все случаи «наездов» на агентства, о которых Вы упомянули, произошли в регионах. Почему?

- Потому что из многих региональных аэропортов сейчас летает одна авиакомпания и только в Москву. В кассу стоит очередь пассажиров, агентство оформляет им всем билеты на рейс одной компании, выбирать не из чего. Как объяснить пассажиру, что ему оказываются дополнительные услуги? С одной стороны, нельзя писать, что деньги берутся за бронирование и продажу перевозки, так как во всех документах указано, что за это платит перевозчик. С другой, писать, что плата взимается за подбор рейса, тоже нельзя, ведь выбирать не из чего. Собственно, магаданское агентство из-за этого и пострадало. Интересно, что на недавнем совещании в Российском союзе туриндустрии многие руководители крупнейших московских агентств сказали, что вообще не понимают, в чем проблема. Действительно, в Москве, крупнейшем авиаузле с огромным выбором авиакомпаний и рейсов, легко можно найти, за что брать сборы. Кроме того, многие московские агентства имеют корпоративные договоры с крупными компаниями, которые перечисляют им деньги оптом за услуги по организации командировок. Агентства из Томска или Магадана находятся в неравных условиях с московскими коллегами.

- Как можно изменить эту, в общем-то, абсурдную ситуацию?

- Мы написали письмо в Министерство транспорта с просьбой прокомментировать ситуацию. Выяснилось, что положительного ответа, который мог бы помочь агентам, мы, скорее всего, не получим. Теперь у нас есть два пути. По сути, перевозчики, отказавшись от комиссии, не соблюдают российское законодательство. Им можно на это указать и решить вопрос о возврате вознаграждения агентствам. Сейчас этот вопрос во многих случаях решается индивидуально. Если авиакомпании хотят, скажем, раскрутить новый рейс, они дают комиссию агентствам. Но мы считаем, что система должна одинаково работать для всех. Другой, более реальный вариант – внести изменения в закон, позволяющие агенту формировать стоимость своих услуг и взимать ее с пассажиров. Для этого нужно внести дополнения в приказ Минтранса №155 (Правила продажи авиаперевозок) и зарегистрировать их в Минюсте. Стоимость перевозки для пассажира должна состоять из двух частей – провозная плата и сбор за услуги агента, включающие бронирование и продажу, подбор маршрута, доставку билета, если нужно, и т.д. Но базовая услуга – бронирование и продажа – должна быть включена в стоимость всегда. В таких условиях агент сможет законно взаимодействовать с пассажирами.

В рамках программы поддержки малого бизнеса в различных отраслях, которую разрабатывает Минэкономразвития, ААВТ совместно с РСТ внесли в Минтранс три предложения. Одно из них – о внесении изменений в приказ №155. В сентябре планируем провести в Минтрансе совещание перевозчиков для обсуждения этого вопроса.

- Вы сказали, что наши авиакомпании отменили комиссию по примеру западных. А как за рубежом решена проблема компенсации агентствам?

- В США авиационное лобби очень мощное. После того, как перевозчики перестали платить комиссию, был введен единый сбор для всех агентств страны в размере $40. Причем агент не должен взимать меньше этой суммы, иначе лишится права работы. То же самое с субагентами. Все это делается для того, чтобы не допустить демпинга. (Юлия Батырь, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно