Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Дмитрий Шевченко: «В кризис каждая компания ищет свой путь»

03:00, 8 декабря 2015

Сейчас, когда турбизнес столкнулся с факторами большой разрушительной силы, особенно важно мнение старожилов рынка. О том, как жить и работать в новых условиях, мы беседуем с генеральным директором компании ICS Travel Group Дмитрием Шевченко.

 

- Начну с главного вопроса. Когда-то серьезной угрозой туризму считались акулы в Красном море. Сейчас происходят такого масштаба события, что, казалось бы, они уже должны были вообще убить турбизнес. Но он жив. За счет чего держатся туроператоры?

- На мой взгляд, имеет значение, что прошлогодний кризис в отрасли, когда случились банкротства сразу нескольких крупных компаний, уже почистил рынок. Оставшиеся постарались максимально диверсифицировать бизнес и войти в летний сезон 2015 со сбалансированными программами. В итоге летом все выстояли. Нынешняя волна кризиса – существенно более серьезная, пережить ее будет труднее. Мне кажется, уход компаний, особенно монооператоров, вполне вероятен. Но бизнес – это как живое дерево: может расти высоким и ветвистым, может пойти в сторону, пустить новые ростки. Я не рассматриваю апокалипсические сценарии, всегда есть, куда «расти». Хотя, конечно, сейчас, когда вслед за Египтом закрыли и Турцию, ситуация драматичным образом изменилась.

 

- Но вас напрямую это не касается, ведь ICS не продает эти страны.

- Да, мы не занимаемся массовым продуктом Египта и Турции. Мы, кстати, не использовали и «Трансаэро» в своих перевозках, чей уход также нанес большой удар по туризму. Наши программы строятся на рейсах регулярных компаний – «Аэрофлота», «Уральских авиалиний», S7, иностранных перевозчиков, также мы организуем собственные полетные программы рейсами «Ямала». Тем не менее с ухудшением позиций крупных игроков, многие из которых обладают собственными авиакомпаниями, возможен глобальный передел рынка, а возможно, и его обрушение. Сейчас прогнозировать ситуацию сложно. Итогами лета мы, в принципе, довольны, хотя сезон был непростым, неоднозначным. До августа все шло неплохо, затем началась девальвация рубля, продажи замедлились, плюс к этому проблемы с «Трансаэро», в итоге на рынке снова возник демпинг. Был сравнительно неплохой спрос по Черногории, Италии, Кипру, Болгарии. Мы сделали ставку на страны недорогого семейного отдыха, преимущественно с безвизовым режимом. Тем не менее в зиму мы входили, как и весь рынок, с 30-процентным падением спроса, которое сейчас усугубилось полным набором негативных факторов, начиная от дактилоскопии на шенгенскую визу с середины сентября и кончая запретом Турции.

 

- Как вы противостоите нынешнему витку кризиса?

- В кризис каждая компания ищет свой путь. Учитывая, что туристы сейчас пересаживаются на регулярные рейсы, мы подготовили технологический «ответ». Речь идет о нашей новой технологии «Без доплат». Дело в том, что продажа мест на регулярных рейсах предполагает множество различных авиатарифов, причем они постоянно меняются в зависимости от спроса, сезонности или загрузки рейсов. Поэтому большинство туроператоров, чтобы иметь возможность располагаться в поисковых системах на верхних строчках, закладывает в турпакет минимальную цену билета. Она требует дальнейшего переподтверждения и, как правило, доплаты. Это, конечно, очень неудобно и к тому же затратно, так как доплата составляет $70-120. И, понятно, вызывает постоянное недовольство агентов, туристов, последующие многочисленные аннуляции туров. Многие туристы вообще думают, что операторы так на них зарабатывают.

 

- В какой стадии ваша разработка?

- Новая технология полностью апробирована и запущена. Многие агенты уже успели ее оценить и успешно используют. Основное преимущество нового сервиса в том, что в системе поиска и бронирования ICS Travel уже можно получить актуальную, конечную цену, просто кликнув на значок актуализации, расположенный рядом со стоимостью тура. Технологию «Без доплат» мы опробовали еще весной на примере одного направления, а потом постепенно подключили все наши страны, а их более сорока. Новый сервис оказался очень востребованным, особенно в регионах – чартерные рейсы из многих городов страны или сильно сокращены, или сняты, так что туристы ищут стыковочные рейсы по хорошей цене. Наша технология выгодна и турагентам: комиссия выплачивается не только с наземной части тура, мы начисляем ее за весь турпакет! Еженедельно объем бронирований, полученных нами по технологии «Без доплат», растет на 10-15%.

 

- Как у вас идут продажи Нового года? Насколько в целом ужмется рынок по сравнению с прошлым зимним сезоном, учитывая падение доходов россиян?

- В целом по рынку мы наблюдаем уменьшение числа новогодних бронирований, спад порядка 20-25%. Но при помощи технологии «Без доплат» объемы бронирований на регулярных рейсах у нас, напротив, существенно выросли, мы фиксируем рост до 35%. Хорошо продаются новогодний Кипр с отдыхом в отелях 4-5*, горнолыжная Австрия, Болгария, Италия. По Франции также уже давно закрыты некоторые вылеты. Неплохо идет пляжный Израиль – он дороже Египта, но все-таки дешевле Эмиратов. С точки зрения туризма это безопасная страна.

Трудно сказать, на сколько уменьшится рынок: очевидно, что изменения еще идут, они не окончательны. Можно угадывать тенденции, но строить прогнозы в такой ситуации – безнадежное дело. Абсолютно точно рынок будет активно переориентироваться. Конечно, в России купальный сезон ограничен, зато есть устойчивая традиция вывозить детей к морю, люди продолжат ей следовать. Значит, надо искать бюджетный продукт с морем и теплом, рассчитанный на российского потребителя с его нынешними возможностями. В этом плане рассчитываем на Кипр, с которым мы работаем уже 22 года. Еще одно традиционное наше направление – Болгария, которая в этом году сильно выросла в объемах. Будем активизироваться по Черногории, Италии, Греции.

 

- Есть ли какие-то планы по России?

- В этом году мы стали осваивать страны СНГ, первой добавили в свой ассортимент Армению, результаты неплохие. Рассматриваем и другие направления: готовим предложения по Грузии, Белоруссии, на очереди – страны Прибалтики. А летом подключим и морские российские курорты.

 

- Все туроператоры вынуждены «перестраиваться» одновременно, в итоге конкуренция между ними только возрастает. Почему бы им не объединить усилия в кризис? Почему мы практически не видим на рынке примеров консолидации, хотя прогнозы такие были?

- Инструмент консолидации-поглощений в кризис не работает. К тому же нынешний кризис настолько большой, системный, а туризм так зависим от курса валюты, спроса, политической ситуации, что все ресурсы операторов направлены на выживание и поиски собственного пути развития. Мелкие компании могут быть поглощены, многие готовы к этому. Но крупные игроки в кризис ведут себя крайне осторожно, без лишних движений.

 

- Вы в турбизнесе с 1992 года. Помогает вам сейчас опыт предыдущих кризисов?

- У каждого кризиса были свое «лицо» и свои особенности. Проблема нынешнего в том, что российские компании подошли к нему уже очень крупными. Это не стол и четверо сотрудников, как было в 1998 году. У игроков свои авиакомпании, агентские сети, представительства во многих регионах страны. Естественно, большие партнерские связи, обязательства. Все это нельзя остановить в одночасье. Предыдущий опыт здесь, безусловно, помогает. Но главное – мы знаем, что рано или поздно кризисы заканчиваются!

 

Беседовала Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно