Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Проблема питерского рынка в том, что фирмы не могут договориться

08:07, 9 августа 2002

«Нашим турфирмам надо учиться находить компромиссные решения», - считает Николай Слиозберг, генеральный директор компании «Актис». Мы обсуждаем ситуацию, сложившуюся на туристическом рынке северной столицы.

- Николай Самуилович, как вы оцениваете петербургский туристический рынок в целом?

- Я считаю, что до кризиса 98-го и сразу после в Петербурге рынок был, и игроки на нем были четко определены, т.е. существовали несколько фирм, которые определяли его политику. Расклад был понятным. На мой взгляд, это были времена бизнеса, более грамотно построенного, чем московский. Теперь же у нас очень много фирм небольших, которые, имея безумные амбиции, пока способны только на то, чтобы растаскивать рынок, как пирог, на мелкие кусочки. Например, только по Криту и Греции работает 15 операторов, а вместе с агентствами - 45 турфирм. Это безумие. В таких условиях ни один оператор не в состоянии построить ценовую политику. И, к сожалению, подобная ситуация складывается на любом направлении. Я полагаю, что предложение на туристическом рынке Петербурга в 1,5-2 раза превышает его покупательскую способность. Кроме того, рынок очень неравномерный, существуют пиковые и провальные даты, регулировать потоки может только крупный оператор, а у нас система крупных игроков не сложилась.

- А вам не кажется, что это очень опасная ситуация, когда рынок остается без крупных игроков? Они ведь могут прийти извне...

- Не сомневаюсь, что так и произойдет, если все будет и дальше продолжаться в том же духе. Проблема заключается в том, что около 40 относительно крупных фирм города никак не могут договориться. Каждая из них считает, что она достаточно сильна для того, чтобы полностью захватить все направление. А этого никогда не произойдет, конкурентная борьба их ослабит или убьет. Рынок ведь и так неустойчив. Ну, к примеру, рванула одна турфирма на какое-то направление, решив его завоевывать. Ни с кем не посчитавшись, поставила свой самолет - и разрушила рынок. Вот так расшатали, например, критское и испанское направления, а ведь они были достаточно устойчивы. Надо учиться договариваться, находить компромиссные решения. В идеале нужно создать общую питерскую команду, а лидером будет тот, кто сможет.

- Иначе начнется демпинг?

- Не бывает такого, чтобы одна фирма продавала один и тот же продукт, условно говоря, по $300, а другие - по $600. Остальные тоже продают по $300, только втихую. Демпинг убийственен для всех фирм, занимающихся одним направлением. Как только одна фирма начинает демпинговать, рынок сразу же становится хаотичным. Но договариваться в туристском мире, повторяю, очень трудно...

- По Вашему опыту, что будет с нынешним сезоном?

- 11 лет я в туризме, и за все эти годы не помню двух одинаковых сезонов. Они все время разные. Этот, например, гораздо хуже, чем предыдущий. Потому что количество вылетов настолько превысило спрос, что и до настоящего момента, в общем-то, идет демпинг, а обычно он заканчивался где-то к середине июля. По нашим подсчетам, количество вылетов увеличилось чуть ли не в два раза по отношению к прошлому году. Это ненормально, нет у нас такого спроса. Ведь мы работаем в туризме, чтобы зарабатывать деньги, а не для того чтобы доплачивать за своих клиентов. А у нас этот бизнес стал одним из самых сложных. Сила, которая может исправить эту ситуацию, не должна создаться искусственно и извне, она может возникнуть только сама, исходя из требований рынка. Невозможно крепко устроиться на рынке, сначала его разрушив.

- Риторический вопрос - так что же делать?

- Хорошо бы родить идею, которая объединила бы интересы бизнесменов туррынка. Для того чтобы работать и развивать какое-то направление, его надо популяризовать. Заинтересованность здесь должна быть как со стороны принимающей страны и ее операторов, так и с нашей. Турфирмы должны договариваться. В Москве, например, для этого созданы клубы по направлениям. В Петербурге они разрознены, а в столице реально работают. Представители фирм встречаются, обсуждают какие-то моменты, и даже если не договариваются, то хотя бы говорят о проблемах направления, и уже это очень полезно, это заставляет думать. Кроме того, к таким клубам подтягиваются и зарубежные операторы, которые имеют свои ресурсы для развития и рекламы. Ведь для того чтобы создать тот интерес к направлению, который нам нужен, требуются довольно значительные усилия всех сторон. («Газета для путешественников» специально для RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно