Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Депутаты предложили увеличить сумму фингарантий до 150 млн. рублей

08:07, 9 сентября 2008

В Госдуму внесен законопроект, повышающий в 15 раз уровень финансового обеспечения деятельности туроператоров в сфере международного туризма. Изменения предлагаются в ст.17 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и увеличивают уровень финансового обеспечения туроператоров с 10 млн. руб. до 150 млн. руб. По мнению автора законопроекта, председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Владислава Резника, принятие поправок приведет к более действенной защите интересов российских потребителей туристических услуг и будет способствовать повышению таких услуг.

В пояснительной записке к документу упоминается, в частности, ситуация с обанкротившимся летом 2008 г. туроператором «Детур»: объем поданных от них претензий многократно превысил имеющееся финансовой обеспечение туроператора - 10 млн. руб.

По просьбе RATA-news инициативу г-на Резника комментирует глава Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов: «Анализ финансовых показателей туроператоров из числа представителей малого бизнеса показывает, что их среднегодовая выручка не превышает 30-50 млн. рублей. Этот показатель укладывается в рамки, определенные для микропредприятий постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Такие предприятия составляют до 80% федерального реестра туроператоров, многие из них являются «нишевыми» региональными туроператорами с ярко выраженной сезонностью работы. При этом предприятия малого бизнеса нередко предлагают качественный турпродукт, а уровень их финансовых рисков многократно ниже степени риска крупных игроков - заказчиков чартерных авиарейсов. Таким образом, в большинстве случаев предложенная сумма финансового обеспечения в 150 млн. рублей (более $6,25 млн.) будет превышать не только размер денежных обязательств предприятия перед клиентами, но и в целом его годовой оборот.

В то же время финансовые обязательства крупных туроператоров, имеющих миллиардные обороты, могут быть выше предложенной суммы обеспечения, которой в случае банкротства фирмы будет недостаточно для выплат всем пострадавшим. Какая бы цифра не была указана в качестве фиксированного размера финансового обеспечения, она всегда будет некорректной, поскольку рынок невозможно уравнять и привести к одному знаменателю по объему ответственности. Всегда для кого-то эта сумма будет чрезмерной и неоправданно завышенной, а для кого-то - недостаточной, не обеспечивающей реальный объем ответственности перед потребителями.

Размер ответственности перед потребителями должен исчисляться индивидуально, дифференцировано, в зависимости от фактических объемов деятельности предприятия. Такой подход подтвержден и зарубежным опытом: во многих странах обеспечение обязательств туроператора предполагает сочетание требований к минимальному уставному капиталу компании и дополнительному страхованию по заключаемым с туристами договорам. Безусловно, для его разработки и адаптации к российскому правовому полю следует приложить определенные усилия законодателей. В любом случае, по меньшей мере, странно выглядят предложения о пятнадцатикратном увеличении размера финансового обеспечения туроператоров на фоне заявлений о всемерной поддержке и развитии малого и среднего бизнеса.

Увеличение финансового обеспечения до 150 млн. рублей пагубно отразится на малых предприятиях, спровоцирует многие из них проигнорировать оформление финансового обеспечения. Наверняка фирмы будут дробить турпродукт, продавать его по частям, что приведет к общему падению уровня защищенности туристов. Возможно и сокращение ассортиментного перечня предложений, особенно в регионах

Кроме того, сам механизм реализации права потребителя на получение возмещения требует доработки с учетом практики прошедшего года применения закона. В частности, в законопроекте не улажен вопрос о возможности пропорциональных выплат пострадавшим потребителям, если сумма требований превышает размер финансового обеспечения. Сами страховщики называют механизм выплат несовершенным, между тем в проекте изменений закона нет ни слова о доработке этого механизма. Предполагается лишь увеличение размера ответственности, которое в любом случае не будет полноценно работать при сохранении недоработок самого закона в целом».

А вот что думает по этому поводу президент РСТ Сергей СТ РС

Шпилько: «Полагаю, всем понятно, что туроператоров заставляют выплатить круглую сумму страховщикам за то, чтобы часть турфирм убрать с рынка. Причем далеко не все страховые компании в восторге от столь заманчивого предложения, поскольку понимают, как передел туроператорского рынка может сказаться на рынке страхования выезжающих за рубеж. Эти предложения не имеют прямого отношения к защите прав потребителей, что особенно отчетливо проявляются применительно к въездному туризму. Здесь туроператорам предлагается заплатить за обеспечение фингарантий, по которым возместить ущерб иностранному туристу невозможно. Для того чтобы получить компенсацию, турист должен представить договор с туроператором. А иностранный турист, как известно, в абсолютном большинстве случаев договор заключает не с российской компанией, а с туроператором своей страны. Он гарантирует права клиента как потребителя в соответствии с законодательством той страны, где продан тур.

Более того, весьма вероятно, что эти гарантии придется оплачивать не только принимающим туроператорам, но и гостиницам. Турпродукт они не создают, но без включения в Единый федеральный реестр туроператоров не могут получить референс-номер и, следовательно, оформлять приглашения зарубежным клиентам для въезда в страну. При этом въездной турпоток в Россию который год снижается, а дефицит платежного баланса по статье «Поездки» превысил $12 млрд. Как вам такое госрегулирование?»

Обсудить в telegram

вам может быть интересно