Калуга

Власть и бизнес вырабатывают общие позиции по регулированию туристического и авиационного рынка

Кризис на туристическом рынке особенно обострил тему взаимоотношений авиаперевозчиков и турбизнеса. Чтобы впредь исключить ситуации, когда из-за банкротств туроператоров за рубежом оказываются десятки тысяч туристов без обратных авиабилетов, необходимо законодательно отрегулировать вопрос обеспечения пассажиров перевозочными документами в обе стороны. Уже с июля над этим совместно работают представители авиатранспортной и туристической отрасли. И, хотя вопрос очень непростой, позиции обеих сторон во многом совпадают.

Еще в начале августа Российский союз туриндустрии направил в адрес Минкультуры и Ростуризма ряд предложений по регулированию туристического рынка. Отдельным пунктом оговаривался обязательный возврат туриста из страны отдыха в Россию. Предполагалось, что в договорах, заключаемых туроператором с авиаперевозчиком (либо авиаброкером), должны указываться выдаваемые пассажиру перевозочные документы, которые будут безоговорочно подтверждать его право на обратный перелет – независимо от финансовых взаимоотношений участников договора.

6 августа на совещании по ситуации на туристическом рынке, которое проводил вице-премьер Дмитрий Козак, это предложение обсуждалось и было в принципе поддержано.

Советник министра культуры Сергей Корнеев отметил важность совещания у вице-премьера: «Во-первых, профильным ведомствам было поручено проверить наличие задолженностей туроператоров перед авиакомпаниями, для чего оперативно была проведена расширенная встреча представителей перевозчиков и турбизнеса. Кроме того, Минкультуры предложило законодательно закрепить нормы взаимодействия туроператоров и перевозчиков, в частности, необходимость депозита и обязательную выдачу обратного билета в том случае, если он был оплачен в составе турпакета. Разумеется, такая практика – не новость, но закон должен зафиксировать обязательность ее соблюдения».

26 августа РСТ направил министру культуры Владимиру Мединскому письмо, в котором еще раз подчеркивалась необходимость зафиксировать обязательное обеспечение туриста авиабилетом на перелет в оба конца. Если конкретно, то в контрактах туроператора с авиакомпанией или авиаброкером должны указываться перевозочные документы, выдаваемые на руки туристу и безусловно доказывающие его право на перелет, включая обратный рейс, независимо от финансовых взаимоотношений сторон договора. Полный перечень предлагаемых норм во взаимоотношениях авиаперевозчиков и туроператоров можно посмотреть здесь.

Еще раз РСТ напомнил о своей позиции на совещании по проблемам туристического рынка, которое премьер-министр Дмитрий Медведев провел 4 сентября. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил, что в договор авиаперевозки также необходимо ввести существенные условия в виде банковской гарантии или банковского депозита, законодательно закрепив требования и условия регулярной оплаты авиарейсов. Эту позицию поддержал заместитель министра транспорта Валерий Окулов.

По словам Сергея Корнеева, встреча у премьера продемонстрировала совпадение позиций туристических и авиационных властей по вопросу разрешения кризиса на туристическом рынке: «Была проделана большая совместная работа по анализу международного опыта, сложившейся практики договоров между авиакомпанией и туроператором, совмещению авиационного и туристического законодательства и пр. В создании правовых норм принимали участие юристы Минтранса. Отдельное спасибо заместителю министра транспорта Валерию Окулову, заместителю руководителя Росавиации Олегу Климу и специалистам Департамента гражданской авиации Минтранса».

Юрий Барзыкин полагает, что туристические и авиационные власти использовали далеко не все резервы взаимодействия. «Необходимы более тесные рабочие контакты. Дело не только в правильных формулировках договоров и их соблюдении. Крайне остро стоит проблема оперативного мониторинга финансовых отношений туроператоров и перевозчиков. Чтобы не допускать ситуаций, когда авиакомпании неожиданно останавливают туристические полетные программы, я бы настаивал на создании постоянной рабочей группы представителей двух отраслей. Мы и дальше должны взаимодействовать так, чтобы защищать интересы не только турбизнеса, но, прежде всего, потребителя».

Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун также выступает за более тесные рабочие контакты с представителями туристического сообщества. «Проблемы нас общие и решать их надо сообща. Только в ходе оперативных рабочих встреч мы сможем понять все механизмы взаимодействия туроператоров и авиакомпаний, увидеть наиболее уязвимые места и принять взаимополезные ответственные решения, которые затем войдут в законопроект», – сказал он RATA-news.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати