Калуга

Андрей Якубов: «К отдыху нужно относиться как к инвестициям»

Все меньше россиян стали выезжать на отдых за границу – в том числе, из-за банкротств туроператоров. Страх оказаться в чужой стране без отеля и обратного самолета останавливает даже бывалых туристов. Все труднее отвечать на вопрос, как выбрать надежную компанию, на что обращать внимание при подборе тура и заключении договора. Но тем интереснее узнать, что говорят об этом сами операторы. Директор по развитию ростовской компании «Руссо Туристо» Андрей Якубов (фото) дал любопытное интервью порталу Dengi.161.Ru. С одной стороны, это, конечно, рекомендации для туристов. Но с другой – их вполне можно использовать в качестве инструкции для турагентов.

 

– Сегодня россияне боятся покупать турпутевки за границу из-за банкротств туроператоров. Что вы посоветуете в этой ситуации, как можно обезопасить себя от неприятностей?

– Есть реальная рыночная стоимость турпутевки и смотреть нужно только на нее, а не гнаться за скидками. Это, можно сказать, единственный и самый главный способ уберечься от неприятностей. Я вам так скажу: максимальная скидка для «брата, мамы, сына», которую может дать адекватное агентство или туроператор, это 3-5%. Не больше! И математика простая. Среднее агентство зарабатывает 10%. У каждого из них есть расходы по аренде, зарплате, есть реклама, есть сайт, есть выставки, чтобы быть в курсе дел, расходы на обучение персонала, налоги и так далее. Это на круг составляет 5-7% от прибыли. Поэтому, если вам предлагают скидку более 5%, это может означать: либо люди слабо вменяемые, добавляют свои деньги в расчете привлечь большой поток клиентов и быстро заработать, но такие быстро прогорают, либо же это люди, которые ведут не совсем честную игру.

Есть еще такой способ давать скидки. Клиенту предлагают тур со страховкой от невыезда. И когда клиент просил у них дополнительную скидку, они давали ему желаемые 2-3%, но... не страховали. То есть люди искренне верили, что им дали скидку и у них есть страховка, а им просто вернули их же деньги.

 

– А это отследить как-то можно при покупке тура?

– Люди на скидки падки. Тут нужно с самим собой договориться. Экономия 800-1200 рублей, а это как раз и есть вожделенные 2-3% дополнительной скидки от стоимости путевки, например, в 40 тысяч рублей, не стоит того, чтобы рисковать своей жизнью, здоровьем и нервами.

 

– Может, тогда стоит взять все в свои руки и заниматься организацией отдыха самостоятельно?

– Это заблуждение, объясню почему. С чем часто сталкивается человек, когда он начинает лепить тур самостоятельно, на коленке? С недостатком квалификации и знаний. Он обязательно допустит ошибки. Может быть некритичные, но они будут всегда. И самое главное, как ни парадоксально, самостоятельный турист потратит больше денег. Потому что любой туроператор имеет максимум информации о ценах, акциях, о возможностях сэкономить, потому что он этим занимается с утра до вечера и уже много лет.

Вот, например, офис одной очень популярной системы бронирования находится в Амстердаме. И что, в случае чего вы поедете разбираться в Голландию? Система бронирования отелей – это всего лишь посредник, который заключает договора с гостиницами за комиссию 19%, и у нее просто хороший, раскрученный сайт. Тот же самый отель можно забронировать у российского туроператора, у которого есть партнеры в интересующем туриста городе, и это будет дешевле, уверяю вас, и плюс к этому – фингарантии туристической компании.

У меня есть знакомый, который сделал сайт-агрегатор, и он мне похвастался, что у него там 100 тысяч отелей. Замечательно! А вот если я хочу полететь в Кейптаун, сколько у тебя там отелей? Отвечает – 20. А в Кейптауне, например, 200 отелей. И мой партнер в Кейптауне может предложить любой из них. Дальше смотрим цены. Мой знакомый отправляет в этот город со своего сайта в месяц 1000 человек. А мой партнер, у которого в Кейптауне принимающая компания, размещает в отелях десятки тысяч туристов. Как вы думаете, у кого будет цена лучше?

 

– Но ведь иногда хочется поехать туда, куда путевок не продают. Что делать?

– Могу дать рецепт. Придумай тур, посмотри отели, маршруты, но потом приди к туроператору и скажи: вот что я слепил, будь добр, проведи экспертизу и все забронируй, а если сможешь сделать дешевле – вообще отлично, с меня магарыч. Когда бронирует оператор, он отвечает за продукт, вас есть с кем судиться, с кем ругаться, причем именно в России. Плюс, возможно, вы что-то не увидели и ошиблись. Эту ошибку профессионал исправит. Особенно часто приходится править стыковки рейсов.

 

– И туроператорам это выгодно?

– Еще как! Тем более это лишний способ завоевать клиента, ударившегося в самостоятельный туризм. Когда показываешь разницу в цене между тем, что он откопал сам, и тем, что мы ему подобрали – вопрос исчерпан.

 

– На что обращать внимание при выборе компании и покупке тура, как заставить себя поверить, что все будет хорошо?

– У многих ведь есть свой юрист, врач, парикмахер – надо, чтобы был и турагент. Эта культура должна рано или поздно сформироваться в отечественном турбизнесе. Поэтому первый совет: найдите себе персонального менеджера и соответственно постоянную туркомпанию. Что это даст? Менеджер будет знать о ваших предпочтениях, куда вы уже ездили и куда поехать хотите, имеет сканы нужных документов и так далее. Если вы обслуживаетесь в одной и той же компании на протяжении нескольких лет, то видите, как компания растет и развивается, и можете сами делать прогнозы. И самое главное, к вам и отношение будет другое. Не будьте обзвонщиками. Ведь мы таких клиентов сразу вычисляем и знаем, что они выписали 100 турагентств города и обзванивают в поисках «где подешевле». Таким людям везде называют просто цену, не поискав чего-то специального, интересного, выгодного, потому что шанс, что такой клиент-обзвонщик купит путевку, ничтожен.

Второе. Я бы рекомендовал держаться подальше от компаний, которые работают не напрямую с туроператорами, а через фирмы-прокладки. Они могут называться как угодно и даже носить очень громкие названия по так называемой франшизе, могут быть центры бронирования. Поэтому я бы на месте туриста попросил показать договор с туроператором. Посмотрите внимательно на печать в конце договора, имя какого туроператора там стоит – то самое, какое вам называют как создателя вашего тура? Компаний, работающих через фирмы-прокладки, сегодня развелось очень много. Немало случаев, когда, набрав денег, они исчезали, отвечая только уставным капиталом в 10 тысяч рублей.

И третье, повторю, смотрите на цену. Когда компания предлагает скидку больше 5% – это должно настораживать.

 

– Но как же все-таки сэкономить? Ведь стоимость путевки для семьи, например, на Кубу, зашкаливает за сотню тысяч рублей, и даже эти 2-3% становятся весьма ощутимыми для бюджета.

– Советую сделать список стран, которые вам хотелось бы посетить, в том числе в первую очередь. Хорошо, если такой список будет у вашего турменеджера. И он будет отслеживать, когда на рынке появится выгодное предложение по какому-то из ваших направлений. Например, в прошлом году резко подешевели перелеты в Мексику, потому что было очень много рейсов по этому направлению и цены упали в три раза. Или же в этом году отели Греции снизили цены. Так вот ваш менеджер скажет, что сейчас выгодно лететь в Мексику. Или – нужно ехать в Грецию. Вот в этом случае можно сэкономить. И не 2-3 процента, а 20-40. К отдыху нужно относиться как к инвестициям, а не пытаться найти летом белого зайца.

Версия для печати