Египет отреагировал на обращение Российского союза туриндустрии
Письмо, направленное вчера Российским союзом туриндустрии на имя министра туризма Египта Зухейра Гарана, не осталось без внимания. Напомним, что президент РСТ Сергей Шпилько обратился к г-ну министру в связи с крайне сложной ситуацией, в которую попали российские туроператоры и их клиенты из-за массового овербукинга в курортных гостиницах Египта. Вчера же египетские власти пообещали, что к началу следующей недели проблема будет решена. «Египетские власти вмешались, чтобы урегулировать кризис, который полностью завершится 11 ноября, - говорится в заявлении посла Арабской Республики Египет в России Иззата Саада. - Для решения кризиса в министерстве туризма Египта создан комитет». Представитель министерства туризма Египта в России Исмаил Абдул Хамид Амер сообщил, что вопрос будет решаться при помощи его представительства "посредством переговоров". Так, в соответствии с протоколом о сотрудничестве между Россией и Египтом будут определяться суммы выплаты возможных компенсаций, а также те, кто будет их выплачивать, - отели или египетские туроператоры.
Российский союз туриндустрии имеет хороший опыт сотрудничества с министерством по туризму Египта и уверен, что вмешательство этого ведомства поможет разрешить кризис. Впервые со случаями массового овербукинга в курортных гостиницах российский турбизнес столкнулся 7 лет назад. Ситуация во многом напоминала нынешнюю. Во время ноябрьских каникул 1999 года более 3 тысяч российских туристов не смогли занять забронированные для них места в отелях, около 150 человек несколько ночей провели в автобусах. В письме президента РСТ (тогда еще РАТА) к министру туризма Египта приводился такой пример. Из 420 номеров гостиницы Alladin в Хургаде 220 были забронированы немецкой компаний Nekkerman, 200 - итальянской Franco Rossi и еще около сотни фактически несуществующих номеров были проданы российским, английским и другим туроператорам. Тогда доктор Мамдух Эль Бальтаги, занимавший должность министра туризма, провел совещание с представителями египетских туристских федераций и гостиничных объединений, ведущими египетскими туроператорами и региональными руководителями гостиничных хозяйств и издал министерский декрет, направленный на урегулирование ситуации с перебронированием гостиничных мест.
Документ предписывал объектам гостиничного хозяйства строго соблюдать условия договоров с египетскими и зарубежными туроператорами в отношении бронирования мест. В случае возникновения проблем с овербукингом гостиницы и туроператоры должны были обращаться в Комитет, образованный специальным министерским распоряжением, постоянно сообщая о количестве и датах прибытия туристов, для того, чтобы заранее найти альтернативу их размещения. В том случае, если о перезагрузке отеля не доложено до прибытия туристов или они уже были доставлены в гостиницу, где забронированные места заняты, на гостиницу и лично ее руководителя налагался штраф. Кроме того, министр туризма имел право отозвать гостиничную лицензию в случае, если эта гостиница ставит под угрозу туристический бизнес страны.
В 1999 году российские туроператоры связывали проблемы овербукинга с полным отсутствием в египетских отелях системы бронирования и неправильно организованной системой продаж. Сегодня гостиничный кризис в Египте туроператоры объясняют несколькими причинами. За последние три месяца - с середины августа по начало ноября - рост курса евро к доллару составил 9%. «Стоимость тура в Египет для европейца продолжает падать вместе с курсом доллара. Раньше туристы из Европы покупали туры на 7-14 ночей, сейчас они бронируют трехнедельные путевки», - рассказал «Коммерсанту» директор по продажам «ВКО тревел» Геннадий Косарев. По словам генерального менеджера «Пегас туристик» Анны Подгорной, крупные европейские операторы прогнозировали увеличение зимнего спроса на Египет на 40%. Одновременно с ростом интереса со стороны европейцев спрос на туры в Египет увеличился и у россиян. Напряженную ситуацию с местами в египетских гостиницах в самом начале сезона наши туроператоры списывали на Рамадан, когда на курорты активно едут еще и сами египтяне. Однако праздник кончился, а проблема осталась. Операторы столкнулись с эффектом отложенного спроса со стороны европейцев и россиян. «Чартеры в Египет вылетали недозагруженными на 15-20%, так как при нехватке мест в отелях продать кресла было невозможно», - говорит Геннадий Косарев. «Мы заменили Ил-86 (350 мест) на Ту-204 (240), в ближайшее время число мест на чартерах планируем сократить на 40-50%», — говорит, директор по маркетингу компании «Детур» Марина Мантула.
Ценовая политика российских туроператоров усугубила кризис. «Овербукинг в Египте сопровождался демпингом в России», - признает первый заместитель генерального директора «Невы» Алексей Каширский. Недельные туры с размещением в трехзвездочных отелях в ноябре сейчас продаются по $290-350, четырех- и пятизвездочных - по $400-450 и $500-550 соответственно, притом что цена авиабилета составляет $350. По оценке г-на Косарева, туроператоры могли потерять до 25-30% запланированной прибыли. По мнению генерального представителя «ТЕЗ тур» Александра Синигибского, убытки туроператоров могут составить до нескольких сотен тысяч долларов в зависимости от масштаба бизнеса в Египте. «Мы уже выплатили в порядке срочной компенсации около $50 тыс.», - утверждает генеральный директор компании «Капитал-тур» Инна Бельтюкова.