Калуга

Сергей Перевозников: «Большое Голоустное не может стать туристической зоной Байкала»

Совсем недавно туроператоры с воодушевлением обсуждали известие о расширении туристической зоны. На последнем Байкальском экономическом форуме были озвучены предложения региональных властей о включении в территорию особой экономической зоны «Ворота Байкала» дополнительных участков - территорий Ольхонского района по берегам Малого моря, а также окрестностей города Байкальск и села Мангутай в Слюдянском районе. Однако эти предложения до сих пор не утверждены на федеральном уровне и проект иркутской турзоны, по-прежнему, реализуется на основе одного участка - поселка Большое Голоустное. Эксперт регионального турбизнеса, генеральный директор визитно-информационного центра «Байкалинфо» Сергей Перевозников высказал «Телеинформу» свое мнение о проблемах и перспективах развития иркутской туристической зоны.

- Как вы считаете, поселок Большое Голоустное – подходящая территория для развития туристско-рекреационной зоны на Байкале?

- У Большого Голоустного нет возможностей стать туристической зоной. По географическому расположению это тупик. В этом районе очень сложно будет создать сеть разнообразных туристических маршрутов. Лучше, если ОЭЗ будет под Иркутском. Ведь роль зоны - быть переключателем турпотоков, чтобы можно было поехать и на север Байкала, и на юг озера. В межсезонье она может окупаться за счет туристов из Иркутска и Ангарска. В настоящее время больше всего возможностей для реализации ОЭЗ у Байкальска, меньше - у Листвянки, в Большом Голоустном - возможностей вообще нет.

Продолжение

Байкальск - единственный город в Иркутской области, где развит зимний туризм. Город стоит на пересечении дорог, из Байкальска легко попасть и в Тунку, и в Бурятию, и в другие места, там квалифицированные кадры, там есть все для развития турзоны, в том числе прекрасные природные возможности. Сегодня Байкальск - это аналог западноевропейских зимних курортов.

Я понимаю выбор администрации Иркутской области в смысле участка для создания ОЭЗ. Чтобы реализовать проект на Ольхоне, необходимо выкупить земельные участки, так как большинство из них имеют собственников, а это дополнительная работа. В Байкальске - узел проблем, которые еще сложнее распутать, я имею ввиду целлюлозно-бумажный комбинат. А в Голоустном – чистый кусок земли, бери и делай турзону. Но ведь Байкальск вполне можно было использовать для создания ОЭЗ. В первоначальном проекте турзоны планировалось построить дома для персонала на 15 тыс. человек, столько же людей живет в Байкальске. Причем, в отличие от Большого Голоустного, где пока еще не построены объекты туристической инфраструктуры, Байкальск уже готов принимать туристов.

Конечно, хочется, чтобы территория проекта ОЭЗ в Иркутской области включала большинство любимых мест отдыха туристов на Байкале. На встрече с одним из представителей РосОЭЗ, я предложил в Большом Голоустном организовать предприятие, которое бы строило причалы по всему Байкалу, чтобы хотя бы таким образом расширить территорию зоны как участка активного развития туризма. Но моя идея не нашла поддержки. Вот и получается, что выбрали самую некрасивую девушку и не дают ее даже приукрасить - ни помаду купить, ни платье подобрать! Спрашиваю у московского гостя, вы видели территорию Большого Голоустного? Отвечает - «Да! Мы на вертолете полетали - потрясающее место!». Еще один смешной пример. Одна чиновница из Москвы, которая работает в сфере туризма, предложила совсем абсурдный вариант - проект нашей байкальской турзоны списать с проекта ОЭЗ в Анапе. Но ведь там пляжный отдых, жара - круглый год, а у нас свои климатические особенности, другая природа.

- На ваш взгляд, будет ли проект ОЭЗ в Большом Голоустном реализован в полной мере, как планировали инициаторы иркутской турзоны?

- Думаю в Большом Голоустном не будет туристической зоны. Будет освоение финансовых средств, которое постепенно заглохнет. Отчетность будет, все будет хорошо по бумагам. Возможно, лет через 20 эта территория станет второй Листвянкой. Там будет развитая инфраструктура для хорошего дачного поселка - дорога, тепло, электроснабжение и т.д. Таким образом, на Байкале останется только одна зона — в Бурятии.

- А может быть, все-таки небольшой шанс есть?

- В районе Большого Голоустного можно сделать территорию развитого туризма, но для этого нужно в целом поменять подход к организации зоны. Нужно брать на вооружение предложения практиков туризма, людей, которые давно работают в отрасли. Кроме того, наметилась негативная тенденция – как только чиновники из территориального управления РосОЭЗ становятся опытными и более профессиональными в своей отрасли, их тут же увольняют или они сами переходят на другое место. Есть и другая проблема — при формировании территориального управления РосОЭЗ не пригласили ни одного представителя турбизнеса. Говорят, вот мы построим турзону, и пригласим туроператоров, чтобы они на этой территории развивали туризм. А как же представители РосОЭЗ планируют зону, как определяют, что лучше развивать на том или ином участке, какие объекты строить? Ведь при планировании любого промышленного объекта, как правило, участвуют представители соответствующей отрасли, те, кто будут работать в здании. А тут проектируют целую туристическую зону, и пригласили всех – инженеров, проектировщиков, только не представителей туротрасли.

Для успешного развития туристической зоны нужно две составляющих – значительные финансовые инвестиции и энтузиазм. Но энтузиазма у инвесторов уже не осталось: слишком долго идет процесс согласования и подписания документов, выбора участка ОЭЗ, да и крупные компании, которые раньше инвестировали в туризм посредством строительства корпоративных отелей и турбаз, в ближайшем будущем перестанут вкладывать средства в эти объекты из-за финансового кризиса.

- Вы планируете стать резидентом особой экономической зоны «Ворота Байкала»?

- Нет, не планирую, потому что мне не нравится сама идея реализации проекта. Я уже говорил, что зона должна охватывать если не все побережье Байкала, то его большую часть - главные достопримечательности. На территории турзоны должна быть развитая инфраструктура – причалы, дороги, набережные, турбазы и спортивные комплексы с кафе, ресторанами, вертолетными площадками. Тот проект, который сейчас реализуется, к сожалению, интереса не вызывает. Я знаю, что большинство крупных региональных туркомпаний придерживаются того же мнения, но в прессе утверждают, что они рассматривают возможность стать резидентом. Такие заявления носят, как правило, имиджевый характер, отражают их политику общения с властью.

Версия для печати