Travelport с 18 января

Хостелы Москвы и Санкт-Петербурга: настоящее и будущее

Последний год часто муссируется тема развития хостелов как отдельного гостиничного сегмента, способного решить вопрос нехватки недорогих мест размещения. Насколько это возможно, приемлемо и обоснованно? Рассказывает Наталия Розенблюм, партнер, Hospitality In.Comm:

– Сегодня в России открыто более 250 объектов, именующих себя хостелами. Однако на деле большинство из них представляют собой небольшие общежития на базе одной-двух квартир, зарабатывающих посуточной продажей мест без каких-либо дополнительных услуг. Москва, безусловно, более продвинутый рынок, но и Санкт-Петербург не сильно отстает. Так что обе российские столицы являются своего рода драйверами развития хостельной индустрии в России, ведь именно здесь появляются самые современные объекты, максимально приближенные к европейским стандартам.

При этом лучшие российские проекты все равно отстают от западных, поскольку хостелы в Германии, Великобритании и других странах постоянно развиваются, улучшают сервис, расширяют спектр услуг и т.д. Сейчас в Европе наметилась четкая тенденция следования смешанному формату «отель+хостел», популярность которого все возрастает. На нашем рынке таких проектов единицы. Кроме того, полноценные европейские хостелы представляют собой гостиничные объекты, количество мест в которых нередко исчисляется сотнями. Российский же продукт по-прежнему вмещает зачастую лишь несколько десятков человек. Впрочем, постепенное появление более крупных хостелов в Москве позволяет надеяться на формирование качественного российского продукта в перспективе.

Другим важным моментом в развитии отрасли является возникший интерес к сетевым хостельным проектам и франчайзингу в этой области, по аналогии с классическим гостиничным рынком. Причем сетевая модель популярнее нежели франшиза. На российском рынке «хостельные бренды» в большинстве случаев насчитывают всего 2-3 объекта, а полноценная франчайзинговая модель до недавнего времени отсутствовала. Однако во второй половине 2011 г. некоторые игроки рынка заявили о своих планах в этой сфере. Безусловно, пока рано говорить о сколько-нибудь значимом прогрессе таких проектов, но само их наличие свидетельствует о переходе хостельного рынка на более качественный уровень.

Как правило, крупные проекты начинают свое развитие именно с Москвы, что объясняется большим потоком туристов в столицу. Так что город выступает своеобразной тестовой площадкой, на которой «проходят пробу» самые новые и креативные проекты.

В столице последние несколько лет сосуществуют две параллельные тенденции. С одной стороны, инвесторы и предприниматели, которые только вступают в гостиничную индустрию, открывают для себя хостельный формат и все чаще отдают ему предпочтение, когда решают, что делать с имеющимися площадями. С другой стороны, владельцы уже существующих хостелов зачастую перепрофилируют их в бюджетные отели, устав от потока постоянно меняющихся постояльцев. А как без этого, если хостелы предоставляют минимум услуг и по своему духу похожи, скорее, на общежитие, и контингент там соответствующий?

Сегодня в столичном сегменте hospitality есть место как гостиницам низкого уровня (2*), так и хостелам. Просто российский турист, попадающий в потенциальную целевую аудиторию дешевых отелей, как правило, знает только «советские» средства размещения. То есть старые гостиницы, общежития, места в арендных квартирах. Организация же новых, качественных и недорогих мест позволит переманить эту многочисленную группу клиентов, а проектам – занять собственную нишу.

Таким образом, московский рынок бюджетных средств размещения предоставляет простор для развития – и хостелам, которым есть куда расти, и недорогим гостиницам. При этом для успеха требуется не так уж много: полноценный маркетинговый анализ, тщательная разработка концепции, соответствующей местоположению объекта и состоянию локальной конкуренции, а также хорошая команда, готовая развиваться и перенимать самые современные веяния рынка.

Гостиничный рынок «северной столицы», при всей своей продвинутости, традиционно отличается от Москвы. И обсуждаемый нами сегмент не является исключением. Ситуацию, сложившуюся с хостелами в Санкт-Петербурге, комментирует Никита Савояров, эксперт, преподаватель СПбГУ:

– В любой культурной столице основной успех хостелу обеспечит его местоположение. Туристы, которые приезжают знакомиться с достопримечательностями города и посещать развлекательные мероприятия, стремятся селиться в центре, чтобы тратить меньше времени и денег на дорогу. Вторым условием эффективности хостела является цена размещения: сегодня в Петербурге одно место в сутки обойдется туристу от 300 до 1000 рублей.

Поэтому спрос на хостелы в северной столице стабильно высок, а их загрузка в среднем больше, чем в гостиницах уровня 3* (включая мини-отели), так как туристов, которые не предъявляют особых требований к уровню сервиса, достаточно много.

По данным президента некоммерческого партнерства «Общество содействия развитию хостел-движения» Юлии Зубаревой, в Петербурге сегодня работает около 70 таких объектов. При этом в центре города загрузка очень высока, а на периферии наоборот – ниже среднего уровня. И если показатель загрузки отелей в Санкт-Петербурге за 2011 год составлял порядка 60-65%, то для хостелов он был выше.

Кроме того, популярность средства размещения зависит и от качества предоставляемых услуг. По словам г-жи Зубаревой, не все хостелы Петербурга входят в некоммерческое партнерство именно по этой причине: некоторые можно считать попросту ночлежками. И хотя хостелы занимают в городе весьма небольшую долю рынка (с учетом того, что одних только мини-отелей в городе около 700), значимость их все возрастает, что заставляет волноваться отельеров.

По информации Юлии Зубаревой, с хостелами Питера уже начали конкурировать бизнес-гостиницы советского образца с большим номерным фондом, которые взялись устанавливать на порядок более низкую стоимость номеров для групп школьников и студентов численностью от 30 человек. Фактически они предлагают расценки хостелов, но с включенным в стоимость завтраком. Таким образом, на гостиничном рынке Петербурга идет активная поляризация, особенно в бюджетном его секторе.

  • Еще материалы этой рубрики