Тревелпорт

АНТОР MICE в Москве: новые тенденции в деловом туризме

31 января в столице прошел воркшоп MICE, организованный Ассоциацией национальных туристических офисов в России (АНТОР) при поддержке Российского союза туриндустрии (РСТ) и Ассоциации бизнес-туризма (АБТ). Девятое по счету ежегодное мероприятие собрало около полутора сотен компаний-участников из почти сорока стран.

Формат в этот раз несколько изменился. Воркшоп организаторы разбили на две части: запланированные встречи в первой половине дня и менее формальные переговоры во второй.

Из бесед в кулуарах можно было сделать вывод, что ряд представителей из сегмента национальных офисов по туризму и туроператоров не считает участие в мероприятии особо эффективным с финансовой точки зрения, но как имиджевое оно достаточно важно. Отельерам воркшоп был безусловно полезен благодаря встречам с профессиональными организаторами выставочно-конгрессных и других мероприятий.

Многие компании участвовали в воркшопе уже не первый раз. Изрядно было и новичков, что подтверждает растущий интерес к России как поставщику корпоративных клиентов. Например, впервые обозначила себя на АНТОР MICE компания PR Incentives DMC In Italy, которая уже более 20 лет организует мероприятия на территории Италии, а последние годы уделяет российским заказчикам повышенное внимание. Отчасти потому, что благодаря упрощению процедуры получения шенгенских виз, в Рим, на Сицилию, Сардинию и по другим направлениям едет все больше наших бизнесменов, да и срок пребывания на период деловых визитов увеличился до 4-5 ночей. По словам представителя компании Патриции Рапизарда, все популярнее становятся нетривиальные досуговые программы. Россияне стараются выкроить время, чтобы съездить на побережье, посетить завод Ferrari, устроить себе и коллегам экскурсию на вертолете, чтобы насладиться живописными видами. Так что спрос на деловые поездки с отдыхом в Италию неуклонно растет.

Набирает обороты и Израиль. На воркшопе его представляла, в частности, Ophir Tours Insentives&Conferences, одна из крупнейших компаний страны по организации конгрессов, конференций, программ Incentive и VIP-туризму. Она сотрудничает с сетью Fattal, насчитывающей 30 отелей на территории «святой земли».

Комментируя изменение спроса на деловые услуги за последний год, представители отелей были практически единодушны. С активным развитием рынка MICE-услуг увеличилось число профессионалов, запросы стали четкими и конкретными. При этом стало больше не слишком масштабных по объему мероприятий – на 10-20 человек против прежних 200-300, но количество их заметно увеличилось, а сроки от подачи заявки до прибытия гостей в отель сильно сократились.

Правда, приличный кусок клиентского «пирога», на который рассчитывали европейские отельеры, перехватили Украина и Азербайджан. Популярными MICE-направлениями за последний год стали Баку и Киев. Интересен опыт молодой украинской сети Vertex Hotel Group, объединившей ресурсы нескольких отелей для усиления позиций в конкурентной борьбе. Под управлением компании находятся киевский «Президент-Отель» 4* (фото) и три одесских – landmark-отель «Бристоль» 5*, винтаж-гостиница «Лондонская» 4* и wellness-SPA «Формула».

Ситуацию со спросом на MICE на Украине комментирует руководитель отдела продаж и маркетинга «Президент-Отеля» Олександра Плахота: «Видя, насколько активно развивают у нас бизнес российские компании, сколько представительств фирм открывается, можно сказать, что направление MICE для отельеров страны очень перспективно. Сложно ли конкурировать с отелями зарубежных сетей в сегменте MICE-мероприятий? Да, сложно. Именно поэтому группа приняла стратегическое решение, что самые дорогие наши гостиницы пойдут под франшизу. Бренды пока не озвучиваем, но это будут известные зарубежные игроки. Ведь и сейчас наши объекты очень высокого уровня, тот же «Бристоль» считается лучшим отелем в Одессе. На локальном рынке мы сделали все, что было в наших силах. Теперь нужна помощь международных операторов».

Пусть российский клиент отчасти сместил фокус интересов на ближнее зарубежье, зато резиденты стран СНГ охотно проводят мероприятия в Европе. Отельеры Италии, Франции, Испании в один голос говорят, что ручеек заказчиков из Армении, Азербайджана, Казахстана, еще недавно такой тоненький, усиливается. Запросов все больше, появляются возвратные клиенты.

Особенно привлекательна в этом смысле Франция. Комментирует представитель в России и СНГ Concorde Hotels&Resorts Наталья Павлова: «Страны вроде Турции или Туниса для россиян уже давно не являются приоритетными MICE-направлениями. Поездки туда утратили новизну. И самое главное, что по цене Франция сейчас вполне способна с ними конкурировать. Ну а Лазурный берег в этом смысле выигрывает во всех отношениях: в зимний период сложно найти место, где было бы столь же красиво. Прекрасный климат, 17 градусов тепла – и при этом уникальные возможности для инсентива. Ну и, конечно, популярным остается Париж, куда всегда интересно съездить. Нас радует, что многие клиенты увеличили срок своего пребывания в деловых поездках во Францию – минимум три-четыре ночи, на юге страны – пять-шесть ночей. Едут группы от 20 до 50 человек. Сейчас это основной тренд: на смену гигантским конгрессам и конференциям приходят камерные мероприятия. Заявки поступают не только из России, но и из Украины, Казахстана, Азербайджана».

Многие европейские отели отправили на АНТОР MICE-2013 представителей не сетей, а отдельно взятых гостиниц. Из этой категории стоит отметить, например, испанский отель Villa Magna 5* deluxe, который считается лучшим в Мадриде и одним из самых шикарных в Европе. Гостиница относительно нова: ее реконструкция завершилась в 2009 году, а раньше это был отель под брендом Park Hyatt. В реновацию вложили 50 млн. евро.

В гостинице 150 фешенебельных номеров площадью от 35 до 290 кв. м и впечатляющие конференц-возможности: 800 кв. м различных залов для проведения мероприятий, из них три – с естественным освещением.

Коммерческий представитель отеля по России и странам СНГ Виктория Ларионова рассказала RATA-news, что в последнее время клиенты из России чаще заказывают «полуделовые» мероприятия – с обязательной неформальной частью. Нередко гости задерживаются в отеле еще на день-два.

Если резюмировать, выбор гостиниц для проведения деловых мероприятий сейчас очень широк практически в любой стране. И число популярных MICE-направлений, где исполняются практически все желания корпоративного клиента, за последние год-полтора сильно возросло. Так что на сегодняшний день самая сложная задача заказчика – определиться с бюджетом, сроками и приоритетным направлением. И выбрать агента, который будет заниматься организацией, потому что все до единого заслуживающие внимания площадки попросту не упомнишь.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

  • Еще материалы этой рубрики