Тревелпорт

Петербург: малые отели на пороге больших перемен

Отсутствие свободных участков в центре города, жесткое охранное законодательство затрудняют строительство больших гостиниц в Санкт-Петербурге. Мини-отелям в этом смысле проще: им, по крайней мере, ничего не надо сносить «до основанья», а потом строить заново. Номера многих таких отелей возникали на месте расселенных питерских коммуналок, нескончаемых и по сей день, а потому и по сей день вдохновляющих новых инвесторов малого гостиничного строительства.

Главным стимулом строительства мини-гостиниц была огромная «дыра» в трехзвездочном сегменте на гостиничной карте Питера. А тут еще приближался 300-летний юбилей города, и стало ясно, что многочисленных гостей просто некуда будет селить. Юбилей отпраздновали, гостиниц класса 3* по-прежнему не хватает, и в уходящем году почти также активно, как и три-четыре года назад, строились малые отели. Но их будущее уже не представляется экспертам безоблачным.

В ожидании конкуренции с грандами. В мэрии Санкт-Петербурга подсчитали, что для удовлетворения прогнозируемого Всемирной туристской организацией спроса на поездки на уровне 5 млн. гостей в 2010 году, городу необходимо построить 203 гостиницы на 17600 номеров. Однако темпы возведения отелей заметно отстают от намеченных планов. Да, город может похвастаться солидной коллекцией отелей под управлением международных операторов. Свои проекты в Петербурге реализуют Rocco Forte Collection, Marriott International, Orient Express, Corintia Hotels, Carlson, Rezidor Hotel Group, Sokos, Accor и Kempinski. Но все они пока больше осваивают верхний сегмент гостиниц, а не так нужные городу «трехзвездочники». Но и строительство отелей 4-5* продвигается не слишком активно. В прошлом году в городе открылись четыре отеля, в этом году – тоже четыре (притом, что планировалось – 12). Да, в стадии реализации в городе 123 объекта – много, но при этом есть факты гостиничного долгостроя: например, явно затянулось строительство отеля «Северная корона» на Черной речке. В результате, чтобы принять гостей всем памятного экономического форума, городу пришлось арендовать комфортабельный паром, который прибыл к берегам Невы из соседнего государства и был использован в качестве оригинального средства размещения.

Конечно, в такой ситуации повышенного спроса питерские мини-отели (по официальным данным их в городе более 500) чувствуют себя очень уверенно. Среднегодовая загрузка составляет 70%. Однако что с ними будет, когда для гостей откроются 123 строящихся «больших» отеля? Ответ на этот вопрос частично был получен после вступления в эксплуатациюя нового «трехзвездочника» Ibis оператора Accor, который предложил своим гостям более конкурентные цены по сравнению с мини-отелями: 2700 руб. за стандартный номер против 3500 руб. «Когда конкуренция станет более ощутимой, малым отелям придется вступать в сети, чтобы не оказаться в аутсайдерах рынка», - прогнозирует Алексей Мусакин, управляющий отеля Shelfort и руководитель Центра развития малых отелей.

Примеры таких сетей уже есть: B&B Rinaldi объединяет 14 петербургских мини-отелей разного класса - от тех, кто по своему уровню близок к 5* до экономичных. Оптимизация расходов и рациональное использование кадровых ресурсов позволяют отелям сети держать конкурентные цены – об этом на прошедшем недавно в Москве форуме Hotel Industry рассказал Андрей Дьяченко, представлявший компанию.

В целом, по мнению специалистов, бум малых отелей в Петербурге должен сменится спадом. Во многом – исходя из названных выше причин. Но есть и другие. На активность инвесторов, безусловно, повлияет рост цен на недвижимость в Петербурге: квадратный метр в городе стоит порядка $4000. К тому же, по утверждению Алексея Мусакина, малый отель в Питере очень сложно продать: как отель он все меньше и меньше интересует покупателей.

Факторы сдерживания. Кадровая проблема, одна из наиболее острых в гостиничной отрасли в целом, в мини-гостиницах ощущается еще больше. Малый отель вынужден обходиться малыми средствами. В результате там менеджер по бронированию и менеджер по продажам – одно и то же лицо. По мнению Алексея Мусакина, на такое совмещение способны немногие, так как оно предполагает не просто разные профессиональные навыки, но и разные характеры. Опять же выход видится в объединении по сетевому принципу: сеть может позволить себе иметь центр бронирования и продаж, где разные секторы работы будут отданы разным специалистам.

Владельцы малых отелей не без основания опасаются переманивания специалистов в крупные брендовые гостиницы и пока не очень представляют себе, как будут этому противостоять.

На форуме Hotel Industry питерские отельеры говорили еще об одном факторе, сдерживающем развитие их бизнеса – слишком неравномерной загрузке. Правда, от этого страдают гостиницы всех размеров и форматов. В летние месяцы загрузка питерских отелей в три раза больше, чем в межсезонье. «В городе до сих пор нет календаря событий, - говорит Алексей Мусакин. - Что касается проекта «Белые дни» – это попытка бизнес-кругов привлечь туристов в низкий сезон, которую Смольный поддержал, но не инициировал». По мнению представителей гостиничной индустрии Санкт-Петербурга, в межсезонье городу нужны программы привлечения прежде всего групповых туристов из российских регионов, которые на протяжении многих лет практически выпадают из сегмента спроса. Так, в структуре гостей малых отелей групповые туристы занимают лишь 15%, и это, в основном, гости из-за рубежа. (Элеонора Арефьева, RATA-news)

  • Еще материалы этой рубрики