Travelport с 18 января

Сложности с регистрацией постояльцев нужно решать в правовом поле

Битва отельеров с «ветряными мельницами» миграционного учета продолжается. На январском заседании Экспертного совета вновь обсуждались вопросы работы с УФМС. Комитет по туризму и гостиничному бизнесу располагает документами из переписки с Советом Федерации, где ФМС заверяет всех, что никаких проблем с подключением к системам передачи данных, необходимых для постановки на миграционный учет всех постояльцев гостиниц, нет. Однако на практике стороны вошли в жесткий клинч.

УФМС предъявляет отельерам претензии, что определенный процент иностранцев и россиян не регистрируются. Гостиницы не прекращают жаловаться на технические и бюрократические неувязки в работе с «Элпостом», а также с приемом миграционной службой данных о постояльцах и потверждением их получения. В итоге обнаруживается, что по каким-то людям отели данные передавали, а в миграционной службе их нет. Штрафы же, напомним, составляют от 400 до 800 тысяч рублей, что для малого отеля – едва ли не верная смерть.

Немаловажен и финансовый аспект. Взаимодействие с ФМС через «Элпост» предусматривает обязательную плату за регистрацию каждого проживающего, что выливается в суммы, эквивалентные едва ли не стоимости всей столичной программы по развитию туризма. Только средства эти идут не в бюджет, а в частную компанию.

Причем успешные прецеденты работы с другими системами, позволяющими подключаться к ПО «Территория», есть: та же «Скала» и другие программы успешно работают в ряде регионов. Как рассказал на заседании Экспертного совета президент и исполнительный директор Российской гостиничной ассциации (РГА) Геннадий Ламшин, в Волгоградской области установка «не-Элпоста» началась с пяти гостиниц, и вскоре охватила все средства размещения. С УФМС все вопросы по взаимодействию тоже были успешно урегулированы.

Более того: столичная гостиница «Шерстон» запустила собственную систему, которая успешно работает. Так что, судя по всему, технически это вполне возможно. В результате до сих пор не понятно, почему именно в Москве – наиболее продвинутом регионе – отельеры сталкиваются с таким количеством сложностей: необходимость дублирования передаваемых данных на бумаге и электронном носителе типа флешки, при том что еще на летнем заседании представители УФМС подтверждали, что это необязательно. Есть и другие не вполне корректные требования.

Нынешние обстоятельства резюмировал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФриО) Вадим Прасов: «Во взаимоотношениях между отельным сообществом и ФМС сложилась парадоксальная ситуация. Вопрос регистрации гостей стал чуть ли не самым болезненным, обращения во ФРиО по этому поводу сыпятся, как из рога изобилия. Проблема касается всей индустрии, она не нова, но попробую рассказать суть этой простейшей схемы.

На рынке появляется некая компания «Элпост» с продуктом, позволяющим гостиницам дистанционно отправлять в территориальные органы ФМС информацию о российских и зарубежных постояльцах. И все бы ничего, если бы компания не взимала бы по 100 рублей за каждого иностранного гражданина и по 22 рубля за россиянина. Суммы за год по всей стране набегают просто колоссальные, притом что сама госуслуга по регистрации иностранных и российских граждан в ФМС – бесплатная.

На рынке есть несколько альтернативных продуктов, но по факту в каждом территориальном органе отелям упрямо и настойчиво рекомендуют работать с «Элпостом». Некоторые гостиницы сдались и перешли на «Элпост», но основная часть рынка все же продолжает сопротивляться в надежде на успешное разрешение ситуации.

Рабочей группе, созданной в рамках Совета Федерации, представители ФМС дали четкий комментарий, что никакой монополизации нет, отели вольны заключать договор с кем угодно. При этом на вопрос, мог бы ФМС разослать в свои территориальные органы директиву с перечнем всех существующих компаний, представляющих продукт по обмену данными в удаленном формате между отелями и ФМС, был дан ответ: «Не можем, потому что это признают коррупцией».

Территориальные же управления ФМС упорно навязывают гостиницам работу с системой «Элпост». А в качестве альтернативы предлагается сдавать данные на бумажных носителях – переводить тонны бумаги, стоять в очередях, не получая при этом даже отметки о принятии каждого гостя на учет. Или на флешках, хотя такая возможность есть даже не во всех ФМС. Попытки донести до территориальных органов ФМС правовую позицию отеля приводят к обещаниям организовать проверки различными инстанциями».

Так что борьба продолжается. Генеральный директор ТГК «Измайлово» Алексей Воробьев еще раз подчеркнул на Экспертном совете, что задача отельеров – привлекать общественное внимание к этому вопросу. Без действий единым фронтом воз с места не сдвинется.

Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Николай Королев пообещал поддержку. Глава Москомтуризма Сергей Шпилько вновь настоятельно порекомендовал отельерам не замалчивать жалобы, а доводить их до профессиональных объединений: «Я попросил и РГА, и ФРиО дополнительно обратиться в Федеральное агентство по туризму и изложить имеющиеся факты. Со своей стороны, мы тоже предоставим всю необходимую информацию».

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

  • Еще материалы этой рубрики