Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Учиться надо непрерывно

Вопрос подготовки кадров остается одним из самых злободневных для индустрии гостеприимства России. Об этом, напомним, в очередной раз шла речь на организованной ГАО «Москва» конференции «Актуальные вопросы совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров для гостиничного комплекса». В числе выступавших была и заместитель директора Института ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг Российского государственного торгово-экономического университета Ирина Санина.

В докладе г-жи Саниной был поднят вопрос о необходимости создания системы непрерывного образования для гостиничной индустрии. Речь шла о формировании единого по технологии, методологическому обеспечению процесса обучения от начального к среднему и высшему образованию.

Как рассказала Ирина Санина, спрос на специалистов сферы услуг постоянно увеличивается по нескольким причинам. Во-первых, в Москве принята программа развития туризма и соответствующей инфраструктуры - гостиниц, предприятий питания, отдыха, экскурсионного обслуживания, развлечений. Во-вторых, до 1995 г. практически отсутствовала подготовка специалистов с высшим образованием для индустрии гостеприимства. Как показывают материалы московского Комитета по туризму, 90% туристических предприятий возглавляют неспециалисты. Отмечается старение кадров в предприятиях общественного питания. По данным Минтруда, наиболее востребованными являются специалисты сферы услуг – они входят в первую пятерку по перспективности трудоустройства.

Одна из важнейших проблем Института ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг – это улучшение качества подготовки специалистов. Опрос выпускников показал, что при трудоустройстве в гостиничные комплексы Москвы возникают проблемы с языковой подготовкой, особенно с речевым общением на иностранном языке. Поэтому с 2004 года введен в обучение для студентов сферы услуг второй иностранный язык, увеличено число специальных дисциплин, читаемых на иностранном языке.

Современный специалист «экономист-менеджер» осуществляет управление денежными потоками, человеческими ресурсами и технологическим процессом предприятия в их единстве. Учитывая комплексность и взаимоувязку этих составляющих, целесообразно, во-первых, структурировать учебные планы по схеме междисциплинарных связей (учебные модули) и, назначив ответственного за модуль, обеспечить координацию преподавания дисциплин. Во-вторых, надо закрепить кабинеты (лаборатории) по модулю, где оформить стенды и другие информационно полезные пособия. Также целесообразно оборудование таких кабинетов для демонстрации видеофильмов, слайдов и т.д.

Качество подготовки специалиста, имидж института во многом определяется уровнем преподавания и применением современных технологий в образовательном процессе. Особенно это важно для очно-заочной и заочной форм обучения. В частности, разрабатываются обучающие программы, электронные учебники, а также система передачи знаний через современные информационные технологии. На начальном этапе целесообразно создавать комплекты аудио- и видеокассет с записями лекций, лабораторных занятий, возможно оборудование читального зала для изучения этих материалов.

Анализ учебников и учебных пособий по специальным дисциплинам показал, что по большинству дисциплин учебного материала недостаточно, а имеющейся – не отвечает современному уровню подготовки специалистов для ресторанно-гостиничного бизнеса, туризма, бизнеса развлечений. Для решения этой проблемы необходимо создание временных творческих коллективов по подготовке учебников с привлечением специалистов филиалов.

Формирование системы непрерывной многоуровневой подготовки специалистов предполагает совершенствование образовательного процесса и совместимость учебных планов среднего специального и высшего образования. В соответствии с этим необходимо более гибкая схема перехода от одной образовательной ступени к другой. В этой связи целесообразно создание единых учебных подразделений, отвечающих за наполняемость учебного материала среднего и высшего профессионального образования.

Особое внимание Институт ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг уделяет развитию и организации обучения по ускоренным программам на базе профильных колледжей. Этому будет способствовать создание специализированных лабораторий и кабинетов по профилю института с оснащением их современным оборудованием. В систему передачи знаний должны поэтапно включаться элементы дистанционного обучения и компьютерных обучающих программ. В учебные планы должно войти изучение специальных дисциплин на иностранном языке. Процесс обучения надо модернизировать, в том числе с применением мультимедийных программ.

Необходима разработка электронных учебников, обучающих программ и их применение в учебном процессе - в частности, с помощью лабораторий по компьютерному моделированию экономико-управленческих процессов на предприятиях сферы услуг.

Надо приучать студентов к самостоятельной работе – например, с помощью компьютерных деловых игр. Расширение научно-исследовательской работы на кафедрах института – еще одно необходимое условие повышения качества учебно-методического материала и уровня подготовки специалистов для сферы услуг.

Что касается переподготовки кадров, то ее целесообразно организовывать на основе дистанционного обучения.

Развитие системы непрерывной многоуровневой подготовки специалистов на базе профессионального среднего специального образования позволяет сочетать практическую направленность среднего образования и высокий уровень теоретической вузовской подготовки. Что, в свою очередь, обеспечивает стабильный контингент обучающихся в институте.

  • Еще материалы этой рубрики