Travelport с 25 октября

RHIC-2012: двенадцать месяцев прогресса

Состоявшаяся в восьмой раз ежегодная конференция по инвестициям в гостиничный бизнес России и СНГ (RHIC-2012) стала крупнейшим региональным событием в отрасли. На трехдневном мероприятии собрались для обмена мнениями топ-менеджеры из всех сегментов индустрии: инвесторы, девелоперы, операторы, финансисты, консультанты, даже государственные чиновники. Присутствовали представители мэрии Москвы и официальных структур Санкт-Петербурга.

На конференции выступили порядка 60 спикеров. Всего в форумах, круглых столах и обсуждениях приняли участие более 380 делегатов из 33 стран. Темой года стало повышение заинтересованности во вложениях в гостиничный сектор России и СНГ. Российские и зарубежные специалисты оценили реальные возможности региона, обсудили произошедшие в нем за последние 12 месяцев изменения, проанализировали экономические и политические перспективы страны на ближайшие два года и попытались определить место региона в туристическом мире. Слушатели узнали об успешных проектах уже работающих на рынке компаний и услышали мнение ведущих экономистов о тенденциях и прогнозах.

Туризм и гостиничный бизнес в России: цифры и факты. Доходы от путешествий слишком велики, чтобы ее упускать, но этой индустрии Россия, по-прежнему, не уделяет должного внимания. Доля прямой и косвенной прибыли туристического сектора составляет в нашей стране 5,9% ВВП ($106 млрд.). Он обеспечивает 5,4% общей занятости населения (3,9 млн. рабочих мест), а доход от относящегося к въездному туризму потребления всего лишь $16,1 млрд., или 3% общего объема экспорта страны. К тому же Россия всего лишь на 91 месте в мире по затратам на продвижение этой сферы.

По мнению главного стратега Sberbank Investment Research Криса Уифера, страна превратилась в своего рода биполярный инвестиционный рынок: «С одной стороны, все помнят, что это Россия, вызывающая непрерывный поток негативных заголовков в международных СМИ и кажущаяся особенно уязвимой перед лицом глобального экономического спада. С другой стороны, страна спокойно занимается своим бизнесом, пользуясь политической стабильностью, быстрорастущей активностью потребителей и расширяющейся внутренней экономической базой». Хотя, по мнению г-на Уифера, коррупция, по-прежнему, изрядно портит имидж страны.

Президент DT-Global Business Consulting доктор Дэниел Торнили присоединился к мнению, что экономические и деловые перспективы России, в частности, в отельном бизнесе очень благоприятны по сравнению с большинством рынков других стран. Он заявил: «Бизнес-среда для большинства компаний и инвесторов во всем мире останется напряженной еще от двух до пяти лет и даже дольше. Почему? Банки не функционируют должным образом, многие правительства углубляются в слабо управляемые программы жесткой экономии, потребители в стрессе. Россия на этом фоне в гораздо лучшей форме». Дэниэл Торнили пришел к выводу, что вложения в гостиничный бизнес здесь остаются перспективными, а если инфляция в 2013 г. начнет снова падать (что ожидается), то затраты могут быть еще менее болезненны. Так что самое время привлекать инвесторов, тем более зарубежных.

Спикеры сошлись во мнении, что риски сегодня гораздо более управляемы, чем в период кризиса 2008-2009 гг. К тому же, все четче прорисовывается так называемый средний класс, который обретает все большее влияние на туристический и гостиничный рынок. Как метко сформулировали эксперты, «…русские знают толк в комфорте. Если в вашем отеле хорошие номера, удобные кровати и качественная зубная паста – поверьте, они это оценят».

В октябре 2012 г. в России, от Калининграда до Владивостока, действовала 91 гостиница под управлением международных компаний,. Еще ряд объектов откроется в ближайшее время. Так что отельеры преисполнены оптимизма, да и компании-лидеры этой сферы продолжают вкладывать средства, время и силы в нашу страну. Выходит на отечественный рынок Vienna International Hotels, потихоньку расширяется сеть «представителей» Best Western; а если говорить о таком мамонте индустрии, как The Rezidor Hotels Group, то по планам этой самой быстрорастущей гостиничной сети можно судить, что у нас не так уж все грустно.

Как отметил Вольфганг Нойманн, готовящийся сменить Курта Риттера на посту президента и генерального директора компании, «…мы наблюдаем ряд обнадеживающих признаков того, что ситуация на российском рынке будет быстро улучшаться. Более того, сейчас это для нас ключевой регион». За ближайшие 10 лет The Rezidor Hotels Group планирует удвоить число гостиниц, в России в том числе. На сегодняшний день у нее 71 отель в нашей стране, государствах СНГ и Балтии, из них 41 уже работает. Компания активно осваивает все основные города страны, не только Москву и Санкт-Петербург. Как следует взялась и за Сочи. Г-н Нойманн, посмеиваясь, признался на конференции: руководству компании нередко приходится слышать, что они несколько не в своем уме, раз решили открыть в Краснодарском крае сразу шесть новых гостиниц. Тем не менее, по его мнению, многомиллионные инвестиции в долларах оправдают себя.

Ведь Черноморское побережье – это не только площадка для Олимпийских игр. Здесь море, пляжи, курорты, горнолыжные спуски, а в перспективе и мощная инфраструктура. Чем не просто можно, а нужно воспользоваться. «Мы уже сейчас планируем дальнейший успех. В частности, огромные силы вкладываем в развитие и обучение персонала на местах, хоть это и требует большой поддержки и терпения», – сказал Вольфганг Нойманн.

Впрочем, вне зависимости от выбранного для строительства гостиницы региона отельерам приходится сражаться не только за толковый персонал, но и за презренный металл: финансовых вливаний по-прежнему не хватает.

 

Отели и банки. Радует изменение позиции российских банков, теперь уже более лояльных к наличным средствам. Да и на контакт они в ряде случае идут охотнее. На круглом столе по теме взаимодействия с банками эксперты-практики попросили со-руководителя группы инвестиций в недвижимость отдела прямых инвестиций и специальных проектов ЗАО «ВТБ Капитал» Алексея Козака прокомментировать, как «ВТБ» и непосредственно курируемая им группа смотрит на вложения в гостиницы: насколько этот сектор приоритетен для российских и для западных инвесторов? Г-н Козак ответил, что да, действительно интересен, особенно по сравнению с офисными объектами и торговыми центрами. Но сложностей в работе финансового механизма «инвестор-банк-собственик» по-прежнему немало. Хотя бы то, что международные нормы с большим трудом ложатся на российское законодательство.

В беседе был поднят еще один важный вопрос: как быть, если та или иная компания решила строить отель, а банк настоятельно требует участия международного гостиничного оператора? Алексей Козак предположил, что ничего хорошего такой формализованный подход не сулит ни банку, ни владельцу объекта. По его мнению, важна история компании: «Если о фирме никто не слышал, то деньги ей не доверят, и неважно – строится брендовая гостиница или независимая. Совсем другое дело, если приходит сильный игрок, причем неважно, из какого сегмента недвижимости. Если у компании уже есть успешные проекты, место под отель выбрано хорошее, а концепция понятна, то какая разница, кого девелопер выберет для управления объектом? По крайней мере, я бы именно так принимал решение».

К сожалению, российский капитал в гостиничный сектор идет с трудом, даже в Москве. Впрочем, в Санкт-Петербурге ситуация получше, здесь отношение к отельной индустрии достаточно внимательное. И если инвестор или девелопер действует открыто, то можно рассчитывать на всестороннюю поддержку государства. Правительство города обеспечило ту самую дружественную туристам среду, которая позволяет вести бизнес честно, не встречая особых препятствий на этом пути.

Уже реализованы некоторые важные изменения. Например, разработана дорожная карта, позволяющая приступать к строительству объекта через 56 дней вместо прежних 400 и более. Серьезный сдвиг к лучшему и своего рода знак для инвесторов, что пора выходить на этот рынок.

Поддерживает отельеров северной столицы и питерский Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, созданный специально для привлечения финансовых потоков в город. Несмотря на то, что он сейчас испытывает определенные сложности, и не совсем ясно, будет ли существовать дальше в прежнем виде, или же трансформируется в Комитет по туризму, сотрудники его продолжают поддерживать гостиничный бизнес и его новые проекты. Опыт, по свидетельству местных игроков рынка, сугубо положительный, а оказываемая структурой помощь оценена спикерами RHIC-2012 как «очень и очень существенная». Именно через комитет узнают о принимаемых в городе программах, новых объектах или земельных участках, предлагаемых инвесторам. Сюда можно прийти без предварительной записи, чтобы обсудить возникшие трудности и совместно найти выход из ситуации, так что сражаться с ветряными мельницами не приходится.

С чем по-прежнему сложности, так это со стремительно меняющимися нормативами и законодательством. Явно не хватает и налаженного взаимодействия между представителями власти и иностранными инвесторами. Как только оно появится, многие проблемы исчезнут сами собой.

 

Визовый вопрос. Эксперты из разных стран упорно повторяли, что российский рынок станет еще более перспективным, когда решатся бюрократические вопросы, связанные с пересечением границ. Подвижки налицо: двустороннее упрощение визового режима России и США спикеры сочли «многообещающим знаком». Кстати, набивший оскомину визовый вопрос, возможно, удастся сдвинуть с мертвой точки благодаря Олимпиаде. По мнению главы группы по гостиничному бизнесу и индустрии отдыха и развлечений DLA Piper в России, СНГ и Турции Скотта Антела, простейшим вариантом станет упразднение отечественной визовой системы. Она давно себя не оправдывает: вряд ли предотвращает несанкционированное пересечение границ и неразглашение государственных тайн, да и террористическую угрозу не исключает. Если же эта позиция лишь следование пресловутому «принципу взаимности» по отношению к Западу – мол, вы нас к себе просто так не пускаете, так и мы вас не будем – то для «сохранения лица» можно ввести визы по прибытию, как в некоторых других странах. Участники заседания сошлись во мнении, что это, пожалуй, самое дешевое и эффективное средство улучшения внешней политики из доступных России.

Что еще даст отмена визового барьера России, ее гостиничной сфере в частности? Загрузку курортов. Показательный пример: на черноморском побережье практически не развита тема яхтенного туризма. Все по той же причине: судам иностранных государств сложно получить разрешение на вход. Предстоит долгая работа, чтобы в Россию приезжало как можно больше яхтсменов, проводились регаты, а участники соревнований и болельщики с семьями селились в гостиницах при маринах, ездили на экскурсии, знакомились с курортами с прицелом на проведение будущих отпусков.

Это гораздо больший поток постояльцев, чем кажется на первый взгляд: яхтенный сезон, в отличие от плавательного, на юге страны длится чуть ли не круглогодично. Чем грех не воспользоваться. Тот же Краснодарский край принимает за год 14-15 млн. туристов. Столько же, сколько россиян выезжает за границу ежегодно. А какой процент из них составляют иностранцы? Минимальный. Так что потенциал приморских территорий велик.

Радует, что уже разрабатывается концепция равномерного развития Черноморья, учитывающая и интересы отельеров. Сочи – наиболее развитый, но не единственный привлекательный курортный город. Населенные пункты района интересны каждый по-своему. К тому же, если ехать вдоль побережья, можно видеть совершенно разную природу, климатические зоны. Яхтенный и экотуризм, активный отдых, спорт, даже близость игорной зоны – потенциально интересных гостям региона вариантов времяпрепровождения не счесть. Но для этого, помимо качественных отелей, нужны и «открытые» границы, чтобы туристы могли путешествовать свободно.

 

Деловой туризм. MICE-путешественники – одно из очевидных «лекарств» от такой гостиничной «болезни», как слабая загрузка. Командировки и учебные семинары не подвержены фактору сезонности, а форумы с сотнями и тысячами участников способны загрузить отели чуть ли не на 100% и сделать выручку гостиничным ресторанам даже в низкий сезон.

Москва уже давно стала деловой столицей России, пора подыскивать ей «заместителей». Тот же Санкт-Петербург. На конференции вновь поднимали вопрос, зачем проводить международный экономический форум именно в период белых ночей, когда гостиницы и без того переполнены? Цены там в это время вдвое-втрое выше среднегодовых. Так что закономерно был поднят вопрос распределения ключевых деловых мероприятий, выставок и конференций по всему календарю: зимой, весной, осенью, причем преимущественно в низкий сезон.

Предложено было и рассмотреть перенос отраслевых форумов в регионы, тот же послеолимпиадный Сочи, к которому уже пора потихоньку приучать деловых путешественников. Благо прекрасных бизнес-отелей там строится множество, а несколько уже открыты. Надо анонсировать комплексные программы в городах-миллионниках, где достаточно качественных площадок, чтобы у клиентов-корпорантов и компаний-организаторов MICE-мероприятий был богатый выбор. Промоутировать региональные гостиницы на общероссийском уровне: этим следует озадачиться не только международным операторам, пекущимся о своем бренде, но и правительствам областей. Другими словами, потенциал MICE-сегмента огромен, осталось его проработать.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

  • Еще материалы этой рубрики