Интурмаркет с 1 октября

Кадровый резерв – есть ли и каков он?

Насколько гостиницы довольны будущими отельерами, то есть приходящими к ним на практику студентами? И на что хотелось бы обратить внимание преподавателей профильных вузов? Мы подняли эту тему в предыдущем номере H&R, сегодня – продолжение.

На вопросы RATA-news отвечают руководитель службы персонала Hilton Moscow Leningradskaya Hotel Алиса Прилепо, менеджер по обучению и качеству «Балчуг Кемпински Москва» Оксана Иващенко, управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов, начальник отдела подбора и обучения персонала Crowne Plaza Moscow World Trade Centre Елена Нагорная, HR-директор «Лотте Отель Москва» Лилия Бекмухаметова. Дополнила мнения, а заодно подвела итоги недавней Первой московской HoReCa ярмарки вакансий Марианна Королева, организатор ярмарки и специалист-практик с 20-летним опытом работы в гостиницах Москвы (Sheraton Palace, Savoy, Novotel Sheremetyevo, Holiday Inn Suschevsky/Vinogradovo/Simonovsky), а сегодня – руководитель аккредитованной организации по классификации объектов туриндустрии «Премьер-Дил».

 

- Сколько стажеров остается в отеле после прохождения практики?

 

Елена Нагорная: «Практически все, кто приходит к нам из института имени Е.Р. Дашковой, рассчитывают после окончания вуза устроиться на работу в ЦМТ. И как раз их качество работы, усердие и добросовестное отношение к обязанностям наша гостиница неоднократно отмечала в благодарностях на имя ректора. К сожалению, не можем принять всех желающих, количество вакансий ограничено. Например, в 2014 году в гостинице именно в службе приема и размещения проходили практику около 14 студентов, из них остались работать двое».

 

Вадим Прасов: «Да, в наших московских отелях есть студенты, совмещающие учебу и работой. То есть те, кто пришел к нам на практику, так и остался».

 

Оксана Иващенко: «В среднем у нас практику проходят около 25-30 студентов в месяц, иногда 40. О возможности остаться на постоянную работу спрашивает большинство практикантов. Лучших мы с радостью приглашаем».

 

Алиса Прилепо: «Стажеры довольно часто хотят остаться работать, если есть возможность совмещать это с учебой. И даже когда рабочий график этого не предполагает, мы все-таки стараемся идти навстречу и что-нибудь придумать. Например, на одной позиции у нас могут работать двое студентов по полставки».

 

Марианна Королева: «Из моего опыта: на трехнедельную стажировку записывалось около 20 студентов, фактический выход на практику – 10 человек. К началу второй недели оставалось где-то семь, к началу третьей – не более трех. Однако все 20 записавшихся по окончании практики пришли за документами – «поставьте нам печать».

Еще один показатель: предложение о работе на лето с почасовой оплатой по срочному договору приняло пять студентов. Однако трое «неожиданно» вспомнили, что в июле им с родителями надо ехать отдыхать… Уточню, что речь идет об одном из профильных коммерческих вузов, где обучение платное и бюджетных мест нет. Так что «конверсия» составляет 2-3%».

 

- Самый успешный опыт привлечения стажера? Попадаются ли «звезды»?

 

Вадим Прасов: «Наши стажеры – в основном, линейные сотрудники: портье, официанты, бармены, и им еще долго до окончания вуза. Так что явных «звезд» пока назвать трудно».

 

Елена Нагорная: «Карьерный рост не происходит за полгода или год, ведь работник должен себя зарекомендовать, получить определенный опыт. Однако можно привести два примера об успехах стажеров в нашей гостинице: студентка уже упоминавшегося института им. Дашковой проходила преддипломную практику в службе приема и размещения Crowne Plaza, после окончания вуза ей предложили стать портье, а спустя некоторое время она получила повышение до старшего смены. Сейчас – администратор гостиницы.

Другой стажер успешно прошел практику в ресторане «Континенталь». После защиты диплома его пригласили на работу в ресторанную службу, за четыре года он сделал неплохую карьеру, поднявшись до повара шестого разряда».

 

Алиса Прилепо: «Да, примеры такие есть. Студентка из МГЛУ Алина Михайлова пришла на практику в представительскую гостиную (работа официанта с вип-постояльцами), затем перешла на позицию агента по бронированию и уже через полгода получила повышение до супервайзера. А еще через год была назначена на позицию руководителя отдела бронирования. Алина работает с нами и по сей день, оставаясь примером для своих коллег».

 

Лилия Бекмухаметова: «По итогам 2014 года более 150 студентов прошли практику в разных отделах отеля. Из них 15% приняты на постоянную работу, некоторые даже выбраны лучшими сотрудниками месяца».

 

- Сталкивались ли с негативным опытом? С чем он был связан?

 

Лилия Бекмухаметова: «С отсутствием понимания специфики гостиницы, недостаточного уровня навыков общения с постояльцами и с нежеланием студентов следовать внутренним правилам компании. Тогда приходилось прерывать практику».

 

Алиса Прилепо: «Такой опыт может быть связан с тем, что студент не намерен получать новые практические знания, зато хочет работать сразу на позиции руководителя отдела. Но, как мы знаем, необходимо пройти все ступени, чтобы действительно понимать, чем ты занимаешься».

 

- Есть ли у вас пожелания к профильным вузам?

 

Алиса Прилепо: «Во-первых, вовлекать в процесс преподавания больше специалистов из гостиниц, то есть практиков. Во-вторых, делать больший акцент на изучении иностранных языков, это крайне важно для успешной работы в индустрии».

 

Оксана Иващенко: «В рамках дружественного пожелания я могла бы отметить необходимость такого предмета, как профориентация. Для каждого студента очень ценным было бы раз-два в месяц общаться со специалистом по трудоустройству, чтобы научиться профессионально представлять себя в устной и письменной деловой беседе, использовать базовые инструменты презентации и так далее. Дабы в итоге успешно пройти собеседование с будущим работодателем».

 

Лилия Бекмухаметова: «Вузам важно помнить о практической составляющей работы отельеров. Лучшие студенты приходят не только из профильных учебных заведений. Если студент активен, стрессоустойчив, коммуникабелен, имеет желание работать, развиваться и, конечно же, владеет иностранными языками, то у него есть все шансы многого добиться в индустрии гостеприимства».

 

Елена Нагорная: «Необходимо усилить работу кафедры иностранных языков в вузах для всех специальностей, поскольку должность работника «первой линии» отеля требует свободного владения им. В основном, конечно, английским, но востребованы также испанский, немецкий и французский. Знание второго и последующих языков становится явным преимуществом стажеров.

Еще важно обратить внимание на примеры зарубежной практики обучения, где особое внимание уделяется производственным стажировкам. Под них там отведено почти 50% учебного процесса. В России это две недели, максимум месяц, за такое время стажеру очень сложно чему-то реально научиться. А предоставляющей практику компании – распознать, насколько талантлив и перспективен тот или иной практикант».

Вадим Прасов: «Нам тоже хотелось бы попросить вузы включать больше практики в образовательный процесс, этого явно не хватает. Студенты приходят на работу с теоретической кашей в голове, которой достаточно сложно найти практическое применение. К тому же, когда молодой человек приходит на стажировку, в идеале он должен поработать абсолютно во всех подразделениях. Но предложение поработать горничной или стюардом порой вызывает у стажеров негативную реакцию».

 

Марианна Королева: «Пожелания? Исполнять требования закона об образовательной деятельности и приглашать специалистов-практиков для чтения лекций на 10% учебных часов. Сейчас ситуация такова, что вузы на словах изъявляют желание сотрудничать с практиками, но неохотно отдают под этот процесс учебные часы. А на уровне Министерства образования надо добиваться увеличения практики с трех недель дважды в год хотя бы до трех месяцев один раз в году.

Еще очень важно прививать студентам любовь к профессии. По итогам ярмарки вакансий, которую посетило несколько десятков студентов, всего пятеро прослушали половину конференции, где эксперты-практики делились ценным опытом. Так что уровень заинтересованности в профессии у студентов профильных вузов сейчас практически нулевой.

Также хотелось бы посоветовать вузам принимать максимальное участие в отраслевых мероприятиях, круглых столах, конференциях».

 

Подготовила Кристина Голубева, RATA-news H&R

  • Еще материалы этой рубрики