Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Портрет российского отельера

В 90-х годах в нашей стране обычной практикой был найм иностранцев на все руководящие должности в гостинице: генеральный менеджер, главы отделов и т.д. Ну а российским помощникам доверялось дополнить их международный опыт знанием специфики местного рынка. В тот период экспаты намного больше получали, пользовались множеством преимуществ и льгот, поскольку считались непревзойденными гуру в управлении отелями. Но последние годы ситуация меняется, наблюдается устойчивое снижение числа иностранцев на высших должностях.

 

Таблица 1: Тенденции найма: иностранцы и россияне

Проведенное в 2012 году компанией HVS исследование показало, что впервые с тех пор, как ведется статистика, процент россиян, занимающих руководящие посты, превысил процент экспатов (см. таблицу 1). Это означает, что количество и качество локальных управленцев растет, а фактор иностранных работников, утяжеляющий отелям выход на прибыльность, стремительно ослабевает, постепенно приближаясь к нулю.

 

Исторические тенденции: Москва. Анализ проводился с учетом того позитивного факта, что 2011 год стал первым полным финансовым годом, когда мировой экономический кризис на Россию уже не влиял.

В целом наблюдался ощутимый и устойчивый спад в размере зарплаты всех руководителей департаментов отелей в период с 2008 по 2010 годы, после чего ее размер вновь начал расти. Причина такого снижения – принятые гостиницами антикризисные меры, выражавшиеся не только в сокращении заработной платы, но и в замене иностранцев более низкооплачиваемыми работниками, т.е. местными жителями. См. таблицу 2: цифры представлены в рублевом эквиваленте в годовых значениях и до вычета налогов.

 

Таблица 2: Тенденции базового оклада (руководители департаментов)

Наибольшее снижение заработной платы было зафиксировано в 2008 и 2009 гг. как следствие паники при первых признаках ослабления экономики. Тем не менее, уровень оплаты труда генерального менеджера, директоров номерного фонда и службы безопасности, а также директора по закупкам оставался неизменным на протяжении всех лет кризиса. То есть эти руководящие позиции рассматриваются как часть постоянных затрат на эксплуатацию отеля, и владельцы (управляющие компании) менее чувствительны к размеру зарплат таких специалистов.

В течение рассмотренных четырех лет ожидался некоторый рост в компенсационных пакетах директоров по продажам и маркетингу (в связи со слабой экономикой страны), но цифры говорят о другом. Вероятно, стимулирующая часть их пакетов увеличилась в период экономического спада, поскольку в тот период подобным специалистам платили «за результат».

Анализ тенденций изменения базового оклада средних руководящих должностей выглядит совсем иначе (см. таблицу 3). Зарплаты почти всех средних руководящих должностей, после снижения в 2008-2009 гг., стабильно увеличивались. HVS приписывает это растущему осознанию топ-менеджерами и владельцами гостиниц важности менеджеров среднего звена (а заодно и сохранения людей на этих местах) для усиления будущих позиций отелей и гостиничных компаний.

Компенсационные пакеты для некоторых позиций неуклонно снижались на протяжении последних четырех лет (признак того, что краткосрочное мышление по-прежнему преобладает). Зарплата менеджеров кадровых служб также постепенно уменьшалась; вероятно, причиной стала замена более квалифицированных (и, следовательно, высокооплачиваемых) специалистов, способных проводить обучение и стратегическое консультирование глав компаний по операционным вопросам, администраторами-исполнителями или даже рядовыми делопроизводителями.

 

Таблица 3: Тенденции базового оклада (средние руководящие должности)

Снижение зарплат менеджеров по доходам (нелогичное, с учетом кризиса и необходимости еще более тщательного управлять доходами отелей) подтверждает, что даже на относительно развитом в масштабах региона России и СНГ рынке Москвы, «содержание» такого специалиста по-прежнему считается роскошью, которая, наряду с живыми цветами и amenities в номерах, становится первой жертвой политики сокращения расходов.

На линейных должностях в кризисные годы явного снижения уровня компенсации не наблюдалось: некоторые позиции набрали несколько процентов, а другие потеряли. Это предположительно связано с корректировкой по коэффициенту инфляции и изменением состава участвующих в исследовании гостиниц (см. таблицу 4).

 

Таблица 4: Тенденции базового оклада (линейные должности)

Какой можно сделать вывод? Хотя линейные должности и составляют основную часть затрат на рабочую силу любой гостиницы, владельцы и менеджеры помнят, что персонал на низшие позиции сложнее находить, привлекать и удерживать в реалиях рынков России и стран СНГ. Поэтому и защищают финансово своих сотрудников, чтобы не потерять их в результате ненужной паники и ее следствия, то есть сокращения расходов, вызванных внешними обстоятельствами. Такая тенденция указывает и на отсутствие влияния так называемого эго-фактора (влияние специфики личности выбранного для конкретной должности кандидата на размер его заработной платы) на линейные позиции – в отличие от ситуации с руководящими должностями, начиная с глав департаментов и выше.

 

Исторические тенденции: Санкт-Петербург. На рынке Санкт-Петербурга HVS cравнила данные по некоторым должностям за целых пять лет, поскольку компания следила за северной столицей дольше, чем за остальной частью региона.

Уровень оплаты труда работников на линейных позициях был очень устойчив на протяжении многих лет, выказывая некоторый рост, который выглядит как простая корректировка на коэффициент инфляции (таблица 5).

 

Таблица 5: Тенденции базового оклада

В то же время, компенсационные пакеты руководства существенно изменились. Начиная с 2008 г. зарплаты у них постепенно снижались, хотя некоторые потом вновь выросли и вернулись к прежнему уровню уже к 2011 г. HVS связывает это с общим ослаблением мировой экономики и последующим укреплением операционных показателей отелей начиная с 2010 г., а также с восстановившейся уверенностью собственников и менеджеров в будущем.

 

Эго-фактор. Был проведен сравнительный анализ, чтобы посмотреть, как компенсации на рынке Санкт-Петербурга отличаются от аналогичных показателей Москвы и остальной части региона. Следующая таблица учитывает средние значения годового базового оклада на соответствующих рынках и должностях.

 

Таблица 6: Тенденции базового оклада: Москва – Санкт Петербург – регионы

С цифрами сложно спорить. Из таблицы видно, что персонал на линейных должностях получает в Москве в среднем на 30% больше, чем в Санкт-Петербурге. Однако, по мнению HVS, это отражает лишь поправку на стоимость жизни. Гипотезу подтверждает и тот факт, что в регионах зарплаты линейных позиций в среднем на 25% ниже, чем в северной столице России.

Анализ компенсационных пакетов руководящих должностей говорит о том, что заработная плата отталкивается от конкретных личностей. Не прослеживается четкой тенденции в сравнении столиц друг с другом, либо регионов и Санкт-Петербурга. По мнению аналитиков, важно, что именно представляет собой человек, занимающий ту или иную должность. Каков его опыт работы в гостиничном бизнесе, местный или иностранный это работник, и т.д. Учитывается и специфика кадровой базы (найм москвичей, например, может быть дороже привлечения людей с региональных рынков). Единственной очевидной тенденцией является то, что заработная плата представителей руководящего звена в регионах ниже. Но определенного тренда нет: некоторые должности отличаются всего на 23%, а некоторые – на 300%.

 

Выводы. В нынешних условиях жесткой конкуренции единственным определяющим фактором успеха являются люди, работающие на вас.

Портрет рынка меняется. Уже не понадеешься на экономию денежных средств, наняв местного работника вместо иностранного. Нельзя и предполагать по умолчанию, что независимая гостиница платит сотрудникам меньше, чем ее конкурент под вывеской всемирно известного бренда по соседству. Считать, что россияне не готовы переезжать ради следующей карьерной ступени, несколько наивно; но и то, что каждый хочет работать в Москве или Санкт-Петербурге, более не является верным.

Рынок быстро набирает обороты, и компаниям необходимо постоянно быть в курсе тенденций и возможностей, чтобы не пропустить выгодные перспективы развития.

Данные предоставлены HVS, одной из ведущих консалтинговых компаний в сфере гостиничной индустрии, ресторанов, таймшер, казино, и индустрии развлечений.

  • Еще материалы этой рубрики