Тревелпорт

Как облегчить жизнь малому отелю?

На минувшей неделе в Смольном под председательством Валентины Матвиенко прошло заседание Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. Одной из тем обсуждения стали административные барьеры в деятельности малых отелей города и пути их преодоления.

С экспертной оценкой рынка малых средств размещения в Санкт-Петербурге выступил вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. По его словам, этот сегмент стал активно развиваться в Петербурге с 2003 года, а сейчас, по предварительному учету в КИСПе, в городе 472 мини-гостиницы и еще 15 хостелов. По оценкам РСТ и экспертов туриндустрии Санкт-Петербурга, всего на рынке функционирует более 600 малых средств размещения, которые сегодня активно структурируются, формируют единые системы бронирования, маркетинга, объединяются в сети.

Как сказал Сергей Корнеев в своем выступлении, для туризма эти цифры означают дополнительные 20% совокупного номерного фонда города в дополнение к классическим гостиницам, что немало. К тому же это в большинстве бюджетные варианты размещения, дефицит которых в Санкт-Петербурге, по-прежнему, ощущается достаточно остро. Мини-отели сыграли и продолжают играть значительную роль в расселении коммунальных квартир, особенно в центральной части города.

Сектор малых средств размещения почти в 100% случаев – это малое, индивидуальное предпринимательство, часто – семейный бизнес. Многие хотят, с одной стороны, вложить свои средства в недвижимость, с другой – извлекать из нее стабильный доход, работая в индустрии гостеприимства. Здесь есть и серьезные перспективы, даже в нынешних сложных экономических условиях: многие владельцы квартир, которые ранее вложили в них в них свои средства, сейчас готовы извлекать доход из своей недвижимости, сдавая ее постояльцам. Мини-отелями интересуются и серьезные девелоперы, охотно включающие их в проекты коммерческих деловых центров.

Основные проблемы и вопросы при функционировании малых средств размещения возникают по двум причинам. Первая – отсутствие окончательно сформированного юридического понятия «малых средств размещения», вторая – отсутствие возможности их перевода в нежилой фонд (в 80% и более случаев мини-отели находятся в жилом фонде). Однако эта деятельность не запрещена и легализована российским законодательством, в том числе и для жилого фонда. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит норму «гостиницы и иные организации, оказывающие гостиничные услуги», к которым, очевидно, относятся операторы малых средств размещения (юридические лица и индивидуальные предприниматели). Жилищный кодекс РФ дает право собственнику жилого помещения предоставить его в коммерческое пользование на основании договоров коммерческого найма, аренды, возмездного оказания услуг. Более того, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности четко определяет следующую категорию услуг: «Сдача в наем для временного проживания меблированных комнат».

Общероссийский классификатор услуг населению определяет в разделе «Услуги средств размещения для временного проживания туристов» услуги меблированных комнат (062104). Также ГОСТом «Туристские услуги. Средства размещения» к средствам размещения отнесены и отдельные квартиры.

Существует достаточно большое количество примеров, когда мини-отели квартирного типа становились базой для создания ТСЖ, своего рода системообразующим «локомотивом», являясь и крупным плательщиком и основным заинтересованным субъектом в благоустройстве придомовой территории, обеспечении безопасности и т.п.

Существующие проблемы малых отелей касаются, в основном, федеральных ведомств и федеральных подзаконных нормативных актов. Основные из них:

- отсутствие в федеральных нормативных актах четкого определения «малый отель», что приводит к усложнению взаимоотношений с контролирующими органами (особенно при размещении в жилом фонде). Необходимо ускорить принятие закона Санкт-Петербурга «О малых гостиницах»;

- отсутствие четких требований к малым гостиницам, расположенным в жилом фонде, что приводит к самостоятельному определению контролирующими органами меры «вины» отеля. Значит, надо просить соответствующие надзорные органы разработать методические указания по требованиям к отелям в жилом фонде с указанием ссылок на нормативные документы (МОБ/участковый, пожарные, Роспотребнадзор – кто и что имеет право проверять);

- требования Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности об оплате авторских и исполнительских отчислений в соответствии со ст. 1273 ГК РФ с теле- и радиоприемников, расположенных в номере гостиницы. 20.03.09 было получено официальное письмо от начальника правового управления Росохранкультуры В.Ю.Городничева о том, что «использование теле- и радиоприемников в гостиничных номерах не может быть отнесено к публичному исполнению произведений». В ответ на указанное письмо представители РАО заявили, что это является частным мнением начальника одного из управлений Росохранкультуры, а для них указанием к действию может быть только официальное разъяснение руководителя Росохранкультуры. Значит, надо сделать соответствующий запрос в Росохранкультуру для получения ответа от руководителя этого ведомства;

- эти требования поддерживаются сотрудниками Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД, которые почему-то приходят в гостиницы с проверками наличия платежей за публичное исполнение фонограмм, а также требуют санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Госпожарнадзора, экологической службы и другие. При этом ни СЭС (Роспотребнадзор), ни Госпожарнадзор вообще не выдают таких заключений. Проверки со стороны СЭС и Госпожарнадзора – это четко регламентированная процедура, отклонение от которой означает незаконность проверки;

- высокая цена за проведение процедуры классификации присвоение категории. С учетом добровольного характера этой процедуры и ее довольно высокой стоимости, большинство малых отелей не проходят классификацию. Хотя наличие «официальных звезд» – это гарантия определенного набора услуг и помощь гостю в выборе нужного ему отеля.

В связи с этим было предложено утвердить в дополнение к федеральной и региональную систему классификации малых отелей, проект которой подготовлен рабочей группой при Комитете по инвестициям и стратегическим проектам;

- необходимость работы с туроператорами по оформлению визовой поддержки для иностранцев, что приводит к удорожанию услуг отеля. Надо разработать методику предоставления малому средству размещения референс-номера с ограниченными правами без получения туроператорской лицензии и оплаты фингарантий. Отдельный вопрос – постановка на миграционный учет гостей малых отелей;

- в настоящее время все технические и законодательные нормы, применяются без каких-либо корректировок к любым средствам размещения, независимо от размера номерного фонда. Это приводит к невозможности создания малого средства размещения в части здания, хотя строительными нормами разрешено создание гостиницы в части здания до 3-го этажа включительно. При попытке согласовать с надзорными органами такую гостиницу, инвестор упирается в необходимость выделения значительной части помещения под общественные и служебные нужды, что приводит к экономической неэффективности объекта.

В связи с этим предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в существующие СНиП, пожарные и санитарные требования для малых средств размещения, которые позволили бы упростить процедуру согласования. Учесть в указанных изменениях появившиеся на рынке технические новинки, которые позволяют сохранять необходимую пожарную, строительную и санитарную безопасность при упрощении нормативных требований (например, новые системы пожаротушения, не требующие создания резервуара с водой, или системы энергообеспечения, не требующие установки резервного дизель-генератора).

Рассмотреть возможность освобождения от уплаты налогов в местный бюджет вновь созданное или реконструированное малое и среднее средство размещения на двух-, трехлетний период при условии вложении инвестором средств в развитие придомовой территории, инженерных коммуникаций и т.п.;

- необходимость проведения экологических и санитарных замеров и проб в соответствии с Законом о санитарно–эпидемиологическом благополучии № 658. В малом отеле с минимальным набором услуг, возможно, имеет смысл ограничить частоту таких замеров одним разом в год.

Мини-отели в Санкт-Петербурге – это не просто объекты размещения эконом-класса, но и часть культуры гостеприимства. Зачастую это высококлассные и креативные объекты. Например, семейный гостевой дом «Александр Хаус» стал членом международной ассоциации Small Luxury Hotels of the World. Таких гостиниц всего две в России, вторая – Savoy в Москве. Арт-отель «Рахманинов» проводит на своей площадке художественные выставки. Отели «Пушка Инн», «Братья Карамазовы» и многие другие являются интересными концептуальными объектами, которые сами по себе представляют интерес для гостей города. Кстати, Сергей Корнеев предложил организовать для членов Общественного совета ознакомительную поездку по наиболее интересным малым отелям Санкт-Петербурга.

Комментируя выступление Сергея Корнеева, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сказала, что мини-отели городу очень нужны, они действительно являются визитной карточкой Северной столицы и, к тому же, создают дополнительные рабочие места. Г-жа Матвиенко дала поручение Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли изучить и обобщить все предложения и подготовить необходимые обращения в соответствующие инстанции. В свою очередь, вице-губернатор Михаил Осеевский подчеркнул необходимость еще раз внимательно изучить возможности упрощения процедуры перевода помещений из жилого в нежилой фонд.

  • Еще материалы этой рубрики