Пегас с 18 октября

Алексей Акиндинов: «Кадровый вопрос может стать самым сложным в период подготовки и вплоть до конца Олимпиады»

О нюансах работы в Сочи перед Олимпийскими играми и о специфике отельного рынка в районе Красной Поляны рассказывает генеральный менеджер гостиниц «Golden Tulip Роза Хутор» и «Tulip Inn Роза Хутор» Алексей Акиндинов (фото).

 

- Алексей, как вы оцениваете ситуацию с гостиницами в районе «олимпийской деревни»?

- Гостиничные объекты в зоне проведения Олимпийских игр я бы условно разделил на три категории: отели, участвующие в официальных мероприятиях МОК, другие средства размещения олимпийских кластеров и, наконец, остальные гостиницы «Большого Сочи».

Первая категория строится специально для Игр-2014. В них разместят делегации, команды, официальные лица. Понятно, что требования к этим объектам самые высокие, и основное - наличие бренда и/или гостиничного оператора.

Во вторую группу входят объекты в Адлере и Красной Поляне. Это строящиеся в частном порядке небольшие дома на 5-6 номеров и оставшиеся с советских времен крупные гостиницы. Очень разношерстная категория, которая, скорее всего, и примет на себя основной «удар» по размещению туристов на период Олимпиады. Охарактеризовать этот номерной фонд довольно трудно, ведь за совершенно одинаковыми фасадами могут скрываться как роскошные коттеджи с изысканным дизайном и всеми мыслимыми удобствами, так и временные общежития для работников стройки с двухъярусными кроватями.

Третья категория - средства размещения в Сочи. Среди них есть и старые российские гостиницы, и новейшие сетевые отели разной степени готовности. Я выделил их в отдельную группу, поскольку город довольно далек от места проведения Олимпиады (30 км от прибрежного кластера и 70 км от горного), и селиться там будет не очень комфортно с точки зрения логистики.

 

- Гостиницы в городе продолжают строиться. Не останутся ли они невостребованными по окончании Игр?

- Олимпиада коренным образом изменит ландшафт всего Сочи. И в прямом, и в переносном смысле. Но это позитивные перемены. Стихийно сложившийся там за последние десятилетия рынок гостиничных услуг настолько не соответствовал требованиям современности, что его передел за счет прихода новых игроков, то есть международных сетей, и частичной ликвидации частного сектора явно пойдет на пользу всему району. А потребитель от повышения уровня сервиса и снижения цен только выиграет.

Да, будет обязательный период спада после Олимпиады, непростой для всего региона. Начнутся ценовые войны, и многие отели от этого пострадают. Но в итоге с рынка уйдут самые слабые и неконкурентоспособные. Наиболее сложная ситуация, на мой взгляд, возникнет в прибрежном кластере, где большинство гостиниц ориентируются на деловую аудиторию. Ведь далеко не все они смогут адаптироваться под курортный отдых.

В Красной Поляне своя проблема, связанная с ярко выраженной сезонностью. Но мы совместно с другими операторами уже сейчас стараемся как-то этот вопрос разрешить.

 

- Какие периоды года для сочинского региона считаются высоким и низким? И как избежать откровенно провальных месяцев?

- Сезонность района очень своеобразна. Если на курорте Красная Поляна пик приходится на декабрь-март, то в прибрежной зоне это июнь-сентябрь. Перед отельерами такой разброс ставит нетривиальные управленческие задачи.

Конечно, есть универсальные способы выхода из ситуации вроде максимизации доходов с помощью технологий revenue/yield management (управления доходами) в высокий сезон и снижения издержек вплоть до полной или частичной консервации гостиницы в низкий. Но мы здесь, на курорте «Роза Хутор», рассчитываем наладить круглогодичную работу. Хотя это потребует серьезных усилий не только операторов и руководства всех отелей, но и менеджмента курорта и региональных властей.

 

- На какую клиентуру по окончании Игр смогут рассчитывать крупные гостиницы, в первую очередь сетевые?

- По нашим прогнозам, после Олимпиады «Роза Хутор» станет одним из самых любимых мест зимнего отдыха и для россиян, и для иностранцев. В начале января этого года «Tulip Inn Роза Хутор» впервые принимал гостей в условиях непростой ситуации подготовки к Олимпиаде. Но, несмотря на все издержки строительства и новый для отечественных туристов бренд, интерес к нам был велик. Так что после окончания Игр и введения в эксплуатацию всех объектов курорта мы рассчитываем только на рост спроса. Конечно, это не решает проблему низкого сезона, на который приходится две трети года, с апреля по ноябрь. Однако прогнозируем на этот период повышение спроса со стороны MICE-клиентов, ведь здесь уже будет создана вся необходимая инфраструктура.

Не стоит забывать о Красной Поляне и как о туристическом и рекреационном центре. Близость Черного моря, прекрасный горный климат, инвестиции в спа-центры повышают привлекательность региона. Ему много внимания уделяют федеральные власти. И это дает надежду, что вся построенная к Олимпиаде инфраструктура будет и дальше развиваться. Уже сейчас заявлено о проведении в Сочи саммита Большой Восьмерки в 2014 году, одного из этапов Формулы-1, Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

По нашим прогнозам, после окончания Игр отели курорта «Роза Хутор» будут востребованы в зимний горнолыжный период, то есть с конца декабря до начала апреля. На это время будет падать львиная доля доходов. Под остальные месяцы планируем развивать направление MICE, туристический сегмент, а также предлагать размещение в Красной Поляне летом - в качестве альтернативы прибрежным гостиницам. Ведь вся инфраструктура – железная дорога и олимпийские объекты - останется в распоряжении местных отельеров. Так что в низкий сезон основной задачей будет снижение издержек и удержание на минимальном уровне доходности, чтобы в конце года по совокупности сезонов иметь хороший результат.

 

- У вас большой стаж работы и в сетевых, и в независимых гостиницах. Какие выгоды дает такая комбинация навыков в непростом олимпийском регионе?

- Мой опыт сложился из трех основных составляющих: работа на стойке в службе приема и размещения в годы учебы, в продажах и маркетинге по основной специальности и, наконец, более трех лет управления ресторанным подразделением отеля. На этих трех «китах» могу смело рекомендовать строить карьеру и оттачивать навыки абсолютно всем специалистам отрасли. Они позволяют получить три разных взгляда на гостиничный бизнес: со стороны гостя (решая все проблемы клиента, волей-неволей приходится частично влезть в его шкуру), со стороны департамента продаж и маркетинга, определяющего внешний облик бизнеса и умеющего создать для него этакую красивую упаковку. И, наконец, с производственной стороны, когда можешь оценить, насколько важны отлаженность процедур, стандартов и взаимодействие всех служб.

Полученные в сетевых и независимых гостиницах навыки дали мне понимание, как отель должен работать в идеале и как этот самый идеал адаптируется к требованиям и специфике отечественного бизнеса. А заодно показали, какие ошибки могут допускать и операторы, и сами владельцы средств размещения. Сейчас, во время олимпийской стройки, это позволяет, так сказать, не наступать на грабли. А иногда даже играть на опережение, предотвращая проблемы.

 

- Еще год назад отельеры жаловались на недостаток квалифицированного персонала в Краснодарском крае. Как сейчас с этим обстоят дела, в частности в ваших двух гостиницах?

- Сейчас мы столкнулись с критической нехваткой рабочей силы, и ситуация усугубляется. Местный рынок труда и без Олимпиады не устраивал международных операторов. Уже после открытия нескольких отелей обнаружился острый дефицит не только квалифицированных кадров, но и просто желающих работать на линейных должностях. И это несмотря на очень привлекательные условия. Я впервые такое наблюдаю: даже если предложить сотруднику проживание, питание, доставку к месту работы и обратно, другие льготы плюс московскую зарплату, все равно нет никакой уверенности, что найдется хотя бы один устраивающий нас кандидат. Не говоря уже про возможность выбора из нескольких претендентов.

Пока мы справляемся, «выращивая» своих специалистов и привлекая рабочую силу из других регионов. Но чем больше появляется гостиниц, тем серьезнее битва даже за неквалифицированных работников. Проблема персонала будет одной из самых сложных вплоть до конца Олимпиады. Открывающиеся объекты будут любой ценой переманивать сотрудников, имеющих хоть какое-то представление о работе в гостиничной сфере. Ключевым моментом будет не столько материальная сторона вопроса, сколько мотивирование персонала другими способами. Например, создание благоприятной атмосферы в коллективе, если хотите, командного духа, уверенности в завтрашнем дне. То есть нужно, чтобы работники поняли: мы предоставляем долгосрочную перспективу, и после Олимпиады им не придется искать себе новое место.

 

- Алексей, каким количеством людей вы руководите? И как удается справляться сразу с двумя немаленькими гостиничными объектами?

- Сейчас, в пик сезона, в «Tulip Inn Роза Хутор» мы работаем со штатом чуть более ста человек. В перспективе в двух отелях будет около двухсот сотрудников. За счет близкого расположения гостиниц планируем совместить административные функции обоих объектов. Второй отель еще только готовится к открытию в сентябре нынешнего года, но именно сейчас ведется основная подготовительная работа. И, конечно, мы ощущаем поддержку расположенного в Москве головного офиса в создании методической базы, разработке стандартов сервиса, проведении тренингов, а также маркетинговую поддержку и PR на этапе подготовки к открытию.

Конечно, будет непросто конкурировать с марками, которые уже «на слуху» в России. С другой стороны, новый бренд всегда интересен. И если сразу задать высокую планку, можно привлечь клиентов качественным продуктом и отменным сервисом. Так что сейчас все наши усилия направлены на выяснение, чего хотят гости и как им угодить лучше других.

 

- Вторая в России гостиница под управлением IFK Hotel Management - «Golden Tulip Роза Хутор» - должна открыться в сентябре. Не будут ли два этих отеля конкурентами друг другу?

- Расположение рядом друг с другом двух отелей 3* и 4* только укрепит наши позиции. Во-первых, с запуском второго объекта появятся большие банкетные залы и конференц-помещения, что откроет нам рынок MICE. Во-вторых, возможность размещения до 500 человек одновременно и разнообразие категорий номеров позволят гибко реагировать на пожелания гостей.

 

- Правительство уже озвучило максимальные цены на номера на период проведения Игр. Как это соотносится с ожиданиями инвесторов и не скажется ли негативно на работе отелей?

- Особых проблем не вижу, поскольку уровень цен вполне адекватен. Соответствующее постановление правительства фиксирует их на время проведения соревнований, но в этот период наш отель и так работает совместно с оргкомитетом Сочи-2014 и возможность иной коммерческой деятельности ограничена. Ведь все места в гостинице на Олимпиаду уже забронированы. В остальное время мы можем устанавливать рыночные цены, но и они редко превышают озвученный в прессе уровень. Хотя, думаю, перед Олимпиадой желательно пересмотреть верхний потолок с учетом изменений в макроэкономической ситуации и ростом всех тарифов у наших поставщиков.

Кристина Голубева, RATA-news H&R

  • Еще материалы этой рубрики