Тревелпорт

Петербург ищет инвесторов на отели 3*

Северную столицу специалисты по гостиничному бизнесу называют еще и столицей малых отелей. Процесс появления малых гостиниц начался еще в преддверии 300-летия Питера, и теперь их в городе порядка 500. В Петербурге в последние годы активно открываются и отели категорий 4-5*. Между тем, в традиционно привлекающем туристов со всего мира Петербурге ощущается нехватка отелей, причем в первую очередь эконом-класса.

Отели старые, отели новые. Сейчас город располагает 331 отелем (не считая малых гостиниц), их фонд насчитывает 18250 номеров. Но эксперты утверждают, что соответствующий современным требованиям сервис предлагает чуть больше половины из имеющихся отелей (10 тыс. номеров), остальные так называемые «советские» гостиницы: они не подвергались реконструкции с доперестроечного времени, уровень обслуживания далек от мировых стандартов. И хоть эти отели позиционируют себя в основном на категорию 3*, такая оценка далеко не соответствует действительности.

Часть «советских» гостиниц переживает, а часть уже прошли реновацию. Примером реконструированной гостиницы с качественно новым уровнем сервиса может послужить «Пулковская». Или, например, «Дружба», которая стала настоящим отелем категории 3*.

В городе развернулось строительство новых отелей. В прошлом году в центре Петербурга открылись четыре новых отеля, все - категории 4*. К уже действующим в Питере международным гостиничным операторам, среди которых Rocco Forte Hotels, Marriott International, Orient Express, Corintia Hotels, Carlson, Rezidor SAS присоединились Accor и Kempinski, открывшие соответственно гостиницы Novotel и Moika Kempinski. Примечательно, что два других новых отеля 4* не воспользовались услугами известных международных управляющих компаний. Принадлежащая ЗАО «Петербургские отели» гостиница Ambassador управляется компанией-владельцем, отель Petro Palace – под независимым управлением. В городе с естественным пиететом относятся к международным гостиничным операторам, присутствие грандов, бесспорно, поднимает вес Петербурга на международном рынке гостиничных и туруслуг. Но в их адрес звучат и критические замечания. По мнению Алексея Афанасьева, генерального управляющего отеля «Энигма», в западной компании тяжело работать российским специалистам: «Там делают из сотрудников улыбчивых роботов, инициатива снизу часто наказуема. Это вносит определенный диссонанс в работу отеля». Но главная причина кроется в том, что международные операторы дорого обходятся и владельцу, и гостю отеля. По данным компании Colliers International, самые низкие цены в верхнем сегменте предлагают все те же Ambassador и Petro Palace: 7830 руб. и 5425 руб. соответственно в высокий сезон за стандартный номер. По цене с ними могут конкурировать лишь Accor (отель Novotel) и Rocco Forte Hotels (Angleterre) с ценами 8225 руб. и 7875 руб. соответственно. Ценовое предложение других соседей по группе выше в полтора-два раза.

Питер – безусловно, тот город, которому для полноценного развития туризма нужны не только бизнес-отели, а главным образом, гостиницы эконом-класса. Однако пока энтузиазма инвесторов в этом сегменте не наблюдается: отели 3* считаются не престижными, а главное, долго окупаются.

Малые отели: бум сменяется спадом. «Эпидемию малых отелей», как выразился Алексей Мусакин, управляющий отелем «Шелфорт» и директор сети развития малых отелей Санкт-Петербурга, спровоцировали городские чиновники и представители СМИ, утверждавшие в преддверии 300-летия города, что гостей юбиляра будет просто негде принять. Как бы то ни было, в период с 2000 по 2004, уже после празднования круглой даты, в городе активно росли малые отели, которые создавались на базе расселенных коммунальных квартир. Теперь таких отелей около 500, лишь половина из них работает «в белую». Малые отели Питера рассчитаны на самых разных клиентов. В числе гостей уже упомянутого «Шелфорта» бывали и политические деятели и представители шоу-бизнеса, известные артисты. Есть отели, которые предлагают свои услуги командированным в город менеджерам средней руки, их интересует недорогое размещение. По мнению многих участников рынка, именно малые отели «сделали погоду» на ценовом рынке питерских гостиниц, и не дали плате за размещение в них разрастись до неприличных московских размеров.

Между тем, у малых отелей есть свои проблемы, которые малыми никак не назовешь. В числе основных Алексей Мусакин называет отсутствие нормативно-правовой базы деятельности малой гостиницы: не разработаны особые правила пожарной безопасности, правила регистрации иностранцев. Из всех законов, касающихся гостиничного дела, лишь новая система классификации признает право малых отелей на существование и получение «звезд». Сеть развития малых отелей Санкт-Петербурга выступила с инициативой разработки необходимых нормативных актов. В случае, если пакет документов вступит в силу, многие нелегальные мини-гостиницы обретут законный статус.

Кадровая проблема, характерная для гостиничного рынка в целом, в малых отелях выглядит гипертрофированной: этим отелям нужны не просто хорошие специалисты, а хорошие и многофункциональные специалисты. Например, в мини-гостинице менеджер по бронированию и по маркетингу – обычно одно лицо, а ведь каждая из этих специализаций требует принципиально разного склада характера.

Но самая главная проблема, которая дает основания полагать, что мини-отели в Питере активно открываться уже не будут – рост цен на недвижимость. Цена квадратного метра жилья в центре города - $3000, и она будет расти. При строительстве малых гостиниц используется так называемая инвестиционная схема «короткого плеча»: сначала выкупается один этаж, потом второй, третий – вскоре весь подъезд становится малым отелем. Практика показывает, что теперь жильцы, которых расселяют последними, не хотят выезжать и «заламывают» инвестору сверхвысокие цены. Торопиться им некуда и незачем: с появлением гостиницы в подъезде воцаряются порядок и комфорт, он надежно охраняется, и все более походит на элитное жилье, с которым нет причин расставаться.

Недоступный Петербург. Туры в Питер дороги и для иностранцев, и для соотечественников. Высокие цены не только гостиничные услуги, но и на транспорт, питание не дают возможности многим желающим полюбоваться на красоты Северной столицы. Речь идет не только об экономических потерях: из сегмента спроса на туры в Петербург практически выпадает, к примеру, детский внутренний туризм, что само по себе явление обидное и досадное. В зимнее время, когда иностранцев зазывать в город бесполезно, «грузить» отели соотечественниками почему-то до сих пор не получается. Считается, что спад цен начнется, когда город построит несколько десятков отелей эконом-класса.

Городские власти подсчитали: чтобы удовлетворить прогнозируемый туристический спрос ( по данным Всемирной туристской организации к 2010 году он вырастет в Петербурге до 5 млн туристов в год), необходимо построить 203 гостиницы на 17600 номеров. Это должны быть преимущественно отели 3*. Смольный, подобно мэрии Москвы, тоже идет навстречу инвесторам гостиничного строительства и предоставляет определенные льготы, пусть не столь солидные, как в столице. Тем не менее, инвесторы могут воспользоваться правом льготной оплаты участка под застройку отеля.

Еще одна инициатива властей Санкт-Петербурга, бесспорно, заслуживает лестной оценки: отныне отели Питера будут рекламироваться за границей. Агентство городского маркетинга, созданное в этом году в северной столице, объявило, что реклама питерских отелей будет размещена в аэропортах и на центральных улицах крупнейших городов Европы: в Берлине, Копенгагене, Лондоне, Париже, Стокгольме, Франкфурте и Хельсинки. Однако ряд экспертов считают, что этот шаг властей не увенчается весомым результатом: в Питер часто не едут не потому, что не знают о его красотах, а потому, что поездка слишком дорога. (Элеонора Арефьева, RATA-news Hotel & Resort)

  • Еще материалы этой рубрики