Авиасообщение между РФ и Китаем восстанавливается, но Минтранс опасается дефицита перевозки на направлении
Авиасообщение с Китаем постепенно восстанавливается: три крупнейших перевозчика этой страны на прошлой неделе возобновили выполнение рейсов из китайских городов в «Шереметьево». Несколько российских авиакомпаний планируют запустить рейсы в Китай в ближайшее время. Тем не менее, как сообщили РБК в Минтрансе, общий объем перевозки может оказаться на 70% меньше допандемийного уровня.
С 21 по 26 февраля полеты в «Шереметьево» начали авиакомпании Sichuan Airlines, Beijing Capital Airlines и China Eastern Airlines из Чэнду, Циндао и Шанхая соответственно. Всего, по данным пресс-службы воздушной гавани, на сегодняшний день полеты из «Шереметьево» выполняют шесть китайских авиаперевозчиков: помимо уже упомянутых это Hainan Airlines, Air China и China Southern Airlines. Кроме того, рейсы в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Чэнду выполняет «Аэрофлот».
Рейсы в Харбин из Иркутска выполняют «ИрАэро» и «Аврора». По информации РБК, начать полеты в Китай в ближайшее время планируют также S7, Utair, «Азимут».
Как заявил РБК вице-президент «Опоры России» Глеб Киндер, несмотря на рост объема перевозки, сейчас полеты в Китай осуществляются преимущественно из Москвы, нескольких городов Дальнего Востока и Сибири, и этого недостаточно. В ответ на обращение «Опоры России» в Минтранс по этому поводу замглавы ведомства Валентин Иванов сообщил, что объем перевозки в Китай может упасть на 60–70% по сравнению с допандемийным уровнем.
В 2019 году российские авиакомпании перевезли между Россией и КНР почти 3 млн человек. В этом году, по прогнозу Минтранса, количество пассажиров может снизиться до 900 тыс. – 1,2 млн человек. Причина – запрет на полеты в Китай самолетов с двойной регистрацией и существующая возможность задержки российский судов по требованию третьих стран из-за санкций. При этом Киндер считает, что при наличии достаточного объема перевозки пассажиропоток между странами может достичь 5 млн.
Нарастить количество рейсов между странами в условиях ограничений на полеты части российских самолетов в Китай необходимо за счет рейсов китайских авиакомпаний, отмечает вице-президент «Опоры». Однако авиаперевозки между Россией и КНР регулируются соглашением о воздушном сообщении, которое предполагает «соблюдение принципа паритетности регулярных рейсов, что позволяет сохранять баланс провозных емкостей и частот между российскими и китайскими перевозчиками», напоминает независимый авиаэксперт Григорий Померанцев.
Нарушение этого правила не поддерживает Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входят 22 российские компании, включая «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair, сообщил президент АЭВТ Владимир Тасун.
Правда, как считает Померанцев, если риски с арестом российских самолетов в Китае сохранятся, а снятие бортов с регистрации на Бермудах и в Ирландии не закончится в ближайшие месяцы, количество российских авиаперевозчиков вероятно снизится, и китайские авиакомпании смогут запрашивать чартерные рейсы сверх предусмотренных паритетом регулярных частот.