Более 65% турагентств назвали летний сезон успешным
Более 65% российских турагентств считают, что летний сезон 2023 года прошел успешно, у 35% он вызвал разочарование. Таковы результаты опроса, проведенного отраслевым порталом Radio Travel. Эксперты Российского союза туриндустрии отмечают, что сезон для туризма был очень сложным из-за скачков курса рубля, дефицита авиаперевозки и повышения цен в Турции.
В исследовании приняли участие 300 активно работающих компаний: 14% турагентств довольны прошедшим сезоном и, по их словам, заработали больше, чем ожидали. Еще 52% также довольны, но оценивают свои результаты ниже ожиданий. У 35% опрошенных сезон вызвал разочарование.
По мнению генерального директора компании «Меридиан-тур» и основателя сообщества Radio Travel Анжелы Галкиной, довольны сезоном те агентства, которые уже адаптировались к сложным условиям работы, включая скачки курсов валют, ограниченное авиасообщение и проблему высоких цен.
«Мне кажется, с учетом нынешней ситуации, 66% турагентств, положительно оценивающих прошедший сезон – это хороший результат. Лето действительно было непростым, но не худшим за последние три года. Если не количеством, то качеством сезон все-таки нас порадовал», – говорит Галкина.
По ее словам, многим агентствам пришлось перестраиваться с продажи стандартных пакетных туров на более сложные продукты: «Потребовались новые компетенции, но главную роль играл опыт, умение находить выход. С одной стороны, рынок сжимается, с другой – есть перспективы. Вижу, что возвращаются компании, которые ушли во время пандемии, кто-то открывает дополнительные офисы. Значит, это все окупается».
Глава комитета РСТ по агентской деятельности, директор сети агентств «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов согласен: сезон был довольно успешным в плане прибыли.
«Однако проходил он тяжело. Практически отсутствовали раннее бронирование и глубина продаж, следствием чего стало непонимание перспектив. Плюс высокий курс доллара-евро и неадекватно возросшие цены на главном направлении зарубежного отдыха – Турции. Это сильно отпугнуло туристов, и они выбирали другие направления. Это, в свою очередь, создавало проблемы агентствам, приходилось на ходу перестраиваться, потому что Турцию они знают лучше всего, продажи уже отлажены», – пояснил эксперт.
Одним из главных достижений летнего сезона Агафонов назвал выросший спрос на отдых в России, причем, не только курортный, но и познавательный, в разных регионах – на Байкале, Алтае, в Карелии, Петербурге.
В то же время директор турагентства «Сладкая жизнь» Ирина Панкова не готова назвать прошедший сезон успешным: «Мы традиционно работали с пакетными турами, в этом году они резко подорожали, прежде всего, в Турцию. За весь сезон направление хорошо продавалось очень короткий период – с середины мая по конец июня, когда турецкие отельеры осознали, что завысили цены и начали их резко снижать. Потом продажи шли с трудом. По России пакетные туры продаются еще сложнее, так как внутри страны туристы отели бронируют напрямую да еще получают от них скидки».
По словам Панковой, компания заработала примерно столько же, сколько в прошлом году. Учитывая обстоятельства, этот результат можно было бы назвать хорошим, если бы не инфляция, которая фактически обесценивает заработанное. То, на что раньше требовалась тысяча рублей, теперь стоит 2,5 тысячи.
«Можно было пережить сложный период, если было бы ощущение перспективы. Но есть чувство неуверенности, в том числе и у туристов. Раньше многие из них активно брали кредиты на отдых, сейчас опасаются. Обычно в это время мы уже видели бронирования на новогодние каникулы, а сейчас спрос даже не проснулся. Платежеспособность населения падает, и это касается, прежде всего, зарубежного отдыха. И я пока не вижу источников для роста спроса, напротив, он будет падать, в том числе, и во внутреннем туризме», – полагает Панкова.
По ее мнению, рынок продолжит сужаться. «И если три года назад я даже подумать не могла об уходе из турбизнеса, то сейчас задумываюсь о дополнительных источниках дохода», – добавляет эксперт.
Светлана Ставцева