Было бы разумно дотировать подключение туроператоров по внутреннему туризму к системе «Электронная путевка»
С 1 сентября 2024 года ответственность за нарушения при работе с информационной системой «Электронная путевка» (ЭП) будет распространена на туроператоров по внутреннему и въездному туризму. Вице-президент Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов считает, что рынок плохо готов к введению системы, и одна из причин – высокая стоимость подключения: от 300 тысяч рублей за автоматизированную передачу данных.
«Технологический уровень туроператоров по внутреннему туризму, как правило, ниже, чем у выездных компаний, которые давно использует разного рода информационные системы автоматизации, учета, бронирования. При этом, по данным на сегодня, во внутреннем туризме занято 4317 компаний, а в выездном – лишь 367. По России путешествует гораздо больше людей, чем выезжает за рубеж. Средний чек здесь ниже, а нагрузка на все компании при работе с «Электронной путевкой» ложится одинаковая. Автоматизация рабочего места для подключения к системе сейчас обходится в 300-500 тыс. рублей, что и для выездных компаний ощутимая сумма, а для внутренних – просто неподъемная. Подключение в полностью автоматическом режиме требует сертификации рабочего места, приобретения программного обеспечения, организации информационной безопасности и защиты персональных данных», – говорит Мохов.
Как показал опрос участников рынка в телеграм-канале «Юридические новости – Туризм», к системе пока подключились менее 10% респондентов: это те, кто готов к передаче данных или пока тестирует «Электронную путевку». 50% заявили, что не готовы к подключению, 12% выжидают, 4% подключиться не смогли.
«Примеры подключения к «Электронной путевке» компаний по внутреннему туризму есть. В основном они передают сведения в ручном режиме, то есть без сертификации рабочего места, за которую надо платить значительную сумму. По их словам, на ввод каждой путевки уходит не менее 10-15 минут, то есть это вполне трудозатратная процедура, которая требует отдельного сотрудника. И одно дело работа с системой сейчас, в условиях эксперимента, и совсем другое – как обязательная функция. В случае нарушений в работе с «Электронной путевкой» предусмотрено исключение из федерального реестра, то есть фактический запрет на ведение туроператорской деятельности», – пояснил вице-президент РСТ.
В то же время, по его словам, у компаний нет другого выхода, кроме как начинать работу с системой в тестовом режиме.
«Понятно, что цифровизация в туризме, как и в других отраслях экономики – это стратегический тренд, направленный на повышение прозрачности бизнеса. Электронная путевка уже работает, она направлена, в том числе, на сбор статистических данных о реализации турпродукта и туристах. Очевидно, что никто ее отменять не будет. Соответственно бизнесу надо подключаться к системе, тестировать ее, связываться с техническим оператором, уточнять детали. А мы со стороны РСТ будем работать над сокращением полей для заполнения путевки, адаптацией системы под внутренний туризм, так как сейчас она ориентирована преимущественно на выездной. Требования для выездных туроператоров при работе с ЭП действуют уже больше полугода, но никаких санкций к нарушителям нет, государство занимает очень сдержанную позицию в этом вопросе. Так что и в случае с внутренним туризмом у нас есть время на адаптацию, как я полагаю, не менее года», – говорит Георгий Мохов.
Он считает, что помощью бизнесу со стороны регулятора было бы частичное субсидирование затрат на подключение к системе, так как именно государство заинтересовано в том, чтобы как можно больше компаний начали работать с «Электронной путевкой».
«На наш взгляд, несправедливо всю нагрузку за подключение к государственной системе возлагать на турбизнес. Представители туриндустрии не должны нести расходы на соблюдение законов, которые не облегчают их деятельность, но требуют серьезных финансовых и трудовых трат. Было бы разумно, чтобы подключение туроператоров к государственной системе дотировалось. Возможно, не полностью, но хотя бы технические этапы этого процесса», – сказал эксперт.
«Например, в некоторых российских регионах есть практика возмещения гостиницам затрат на обязательную классификацию. Так государство делает шаг навстречу бизнесу, чтобы помочь ему быстро и недорого соблюсти требования закона. И если принимать во внимание, что конечная цель введения системы «Электронная путевка» – это повышение прозрачности бизнеса, государство заинтересовано, чтобы к ней подключилось максимальное количество участников рынка. Если этот процесс оказывается слишком затратным, большинство компаний постараются этого избежать. В итоге так долго пробивавшая себе дорогу система на выходе не будет давать полноценную картину рынка», – полагает вице-президент РСТ.
С 15 ноября 2023 года туроператоры по выездному туризму обязаны вносить в систему «Электронная путевка» информацию о каждом проданном пакетном туре за рубеж. В противном случае компания может быть исключена из реестра туроператоров. С 1 сентября эти меры будут распространены и на туроператоров по внутреннему и въездному туризму при продаже туров по России.
Светлана Ставцева