Число пассажиров речных круизов по итогам года может превысить 650 тысяч
Операторы речных круизов ожидают в этом году прироста потока туристов примерно на 15%. Одновременно компании ищут новые пути развития этого вида отдыха в России. Как считают эксперты, один из выходов – расширение рамок навигации, особенно в южных регионах России.
В прошлом году, по данным РСТ, по рекам России путешествовало примерно 600 тыс. круизных туристов. По словам председателя комиссии РСТ по круизам, директора волгоградской компании «Круиз» Алексея Растегаева, благодаря, прежде всего, программе кэшбэка в 2022 году по сравнению с 2021-м рост круизного турпотока составил порядка 25-30%, а общее количество туристов на реках России приблизилось к допандемийным показателям.
«В прошлом году в это время загрузка лайнеров достигала 75-80%, сейчас без кэшбэка она составляет порядка 70%. Это тоже неплохой результат, который позволяет нам по итогам года рассчитывать на средний рост турпотока в 15%», – говорит эксперт.
Генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский согласен: несмотря на отсутствие в навигации-2023 такого мощного стимула, как кэшбэк, а также выход более 15 дополнительных лайнеров, задействованных прежде под иностранных туристов, рост ожидается и в нынешнем сезоне.
«Это возможно благодаря увеличению объема предложений, а также резко выросшего за последние три года, практически лавинообразного интереса к круизам и роста количества возвратных туристов. На круизный отдых сейчас работают такие факторы, как уменьшение возможностей отдыха на море, в частности, в Крыму, а также подорожание зарубежных туров. С учетом отсутствия кэшбэка и увеличения числа теплоходов можно рассчитывать на рост в 15%», – отмечает он.
В итоге, по словам Михайловского, число пассажиров речных круизов по итогам 2023 года может превысить 600 тыс. человек.
«Прошлый год был одним из наиболее успешных для российских речных круизов за последние 20 лет. По нашим данным, а мы выступаем агрегатором практически всех круизов по стране, туроператоры обслужили в 2022 году примерно 550-600 тыс. человек. С учетом прироста спроса в 15% мы ожидаем в этом году более 650 тыс. человек. За основу подсчетов было взято количество действующих теплоходов, средняя загрузка и количество совершенных рейсов», – сказал он.
По словам Михайловского, туроператоры многое сделали для популяризации круизного отдыха. «Тем не менее, есть новые вызовы. Так, на рынке стало гораздо больше лайнеров, чем год назад, это заметно повлияло на загрузку круизов. Нам предстоит работать над этим. На мой взгляд, необходимо уже задуматься над расширением самого сезона речных круизов», – сказал эксперт.
Как заметил Михайловский, шаги в этом направлении уже сделаны. Еще какое-то время назад круизная навигация в Москве заканчивалась к 1 октября, сейчас столичный флот работает до 15 ноября. Региональные компании по-прежнему завершают работу до 10-15 октября.
«Между тем, очевидно, что стоять на приколе по 7 месяцев в году ни лайнеру, ни его команде не может пойти на пользу. Расчеты показывают, что круизным компаниям выгоднее работать 7-8 месяцев в году с низкими ценами, чем 5-6 – с высокими», – пояснил он.
По его словам, рынок готов к таким новшествам. «Время идет, наши лайнеры все лучше, комфортабельнее, туристам путешествовать все удобнее, даже независимо от погоды. Количество людей, которые отдыхают в круизах осенью, увеличилось кратно. Понятно, что на севере страны, например, в Петербурге, где ноябрь уже не располагает к речным путешествиям, это вряд ли стоит делать. Но в Москве вполне реально работать весь октябрь гораздо большему количеству лайнеров, а на южных направлениях можно двигать и окончание, и начало навигации», – полагает Михайловский.
Светлана Ставцева