Дагестан бьет рекорды, но вряд ли сможет наращивать турпоток с прежней скоростью
Дагестан уже несколько лет показывает наибольший рост въездного турпотока. В 2022 году в республике побывало более 1,5 млн туристов, это на 44% превышает цифры 2021-го. Однако сохранить такой рост турпотока в этом году вряд ли удастся – помешает дефицит гостиничных номеров и кадров, рассказали RTN туроператоры.
Цифры турпотока и другие результаты работы туротрасли региона привел в ходе отчета перед Народным собранием республики председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов, которого цитирует «Интерфакс». По его словам, в 2022 году объем оказанных услуг в сфере туризма вырос с 6,9 до 7,9 млрд рублей, а число туроператоров – с 17 до 41.
Турпоток в Дагестан продолжает расти
Полтора миллиона туристов в Дагестане за прошедший год – это по самым скромным подсчетам, считает генеральный директор пятигорской компании «Магтур» Умар Айдинов. Но подчеркивает, что дальнейший рост турпотока в полтора раза в год вряд ли возможен . «В ближайшие два года можно рассчитывать на 10-15%. Сейчас запросы на весну и лето идут с приростом до 15% по отношению к прошлому году», – сказал он.
Высокий спрос на Дагестан отметили также в компании «Алеан», и этот тренд сохранится в дальнейшем, уверена коммерческий директор Оксана Булах. «Большинство объектов размещения на летний период уже находятся на «стопе», при этом пик бронирований прогнозируем на май-июнь. Как следствие, объемы в этом году могут превысить рекордные показатели 2022 года», – говорит она.
В компании Fun&Sun собираются увеличить число обслуженных на направлении туристов почти втрое – с 2,6 тысяч в 2022 году до 6,5 тысяч в этом. Оператор продолжит впервые запущенную в прошлом году чартерную программу, вылеты запланированы из Москвы – на майские праздники и с июня до конца августа, из Санкт-Петербурга – только на высокие майские даты. Также на лето заявлена блочная программа из Екатеринбурга.
«Рассчитываем на хорошую загрузку, но пока продажи идут не сверхактивно», – уточнила руководитель по связям с общественностью Ольга Иванова. По ее мнению, турпоток в Дагестан вполне может расти и дальше, так как в республике открываются гостевые дома, растут емкости частного сектора. Оператор увеличил квоты в отелях еще осенью и продолжает работать в этом направлении.
По чартерам глубина продаж у Fun&Sun доходит до середины августа, среди отелей в основном бронируют санаторий «Каспий» – до конца сентября. Только за февраль динамика продаж на лето выросла в два раза: 60% туристов выбирают максимально насыщенный экскурсионный тур и около 20% – отдых на море.
Число отелей растет, но медленнее, чем турпоток
По данным Абдулмуслимова, в 2022 году общее количество классифицированных гостиниц выросло в 1,5 раза – до 81. Также были реализованы 10 проектов по строительству модульных некапитальных объектов размещения и почти в два раза – с 65 до 121 – за последние два года увеличилось количество гостевых домов.
Но средств размещения все равно не хватает. Слабой остается перспектива строительства крупных гостиниц, и это, по словам Булах, главная проблема, мешающая дальнейшему наращиванию турпотока в регион.
Айдинов также отмечает, что дефицит номерного фонда сохраняется, несмотря появление новой инфраструктуры. «В основном, это гостевые дома в горных селах, жители освобождают под этот бизнес свои дома или приспосабливают пустующие здания. В городах добавились базы отдыха и глэмпинги, на побережьях – объекты размещения модульного типа. Активнее всего номерной фонд увеличивается в районе Дербента», – отмечает он.
Как считает Айдинов, турпоток в республику можно увеличивать за счет отдыха на Каспии в сочетании с экскурсионными программами и поездками в горы. «Необходимо развивать приморскую инфраструктуру, строить курортные комплексы. Потенциал у Каспия большой, местные курорты могут стать альтернативой Анапе, там песчаные пляжи, неглубокий вход в море, поэтому очень хорошо отдыхать с детьми», – говорит он.
Дагестанскому туризму не хватает кадров
Одной из наиболее острых проблем дагестанского туризма Оксана Булах назвала отсутствие привычного туристам уровня сервиса, нехватку инфраструктуры и квалифицированного персонала.
Умар Айдинов согласен с коллегой: «Качественного персонала не хватает, в том числе гидов, мало и хорошего транспорта. Это приводит к росту цен, что отсекает дополнительных туристов. И если гостиницы постепенно строятся, то для подготовки профессиональных кадров делается крайне мало», – отметил он.
Эксперты напомнили, что в прошлом году из-за большого наплыва туристов в республике возникали конфликты между местными жителями и гостями. Как правило, они были связаны с тем, что туристок отчитывали за короткие шорты и голые плечи. Такие случаи были единичны, но туроператоры все же настоятельно рекомендуют турагентствам предупреждать путешественников перед поездкой в Дагестан об особенностях национальной культуры.
Наталья Панферова