«Два последних года выездной турпоток прибавляет в среднем по 2 млн поездок»
Погранслужба ФСБ РФ представила статистику выезда из России с целью туризма за 2025 год. Выездной турпоток увеличился на 15,6%. В 2024 году аналогичный показатель был 24,7%, то есть рост замедлился. В абсолютных цифрах движение по-прежнему позитивное: в 2024 было 11,6 млн поездок, в 2025 – 13,4 млн. Но от уровня 2019 года отставание заметное – 12,8%, это 4,5 млн поездок.
В первой десятке есть перемены, некоторые можно назвать кардинальными.
Лидирует по-прежнему Турция, но держится «на старых запасах»: рост всего 2,9%. Из топ-30 стран, представленных в таблице, меньше динамика только у Таджикистана. Впрочем, запасов достаточно: Эмиратам, которые показали рост 17% и вышли на второе место, до Турции еще расти и расти.
Египет по итогам 9 месяцев 2025 года был на втором месте, а в результате опустился на третье. Но разница с ОАЭ по абсолютным цифрам совсем не велика, всего около 100 прибытий, будем следить за развитием событий.
Китай с ростом 33,6% сохранил четвертое место.
Таиланд показал отрицательную динамику (-5,3%), тем не менее подвинул Абхазию с пятого места. Абхазия с ростом 70,2% теперь на шестом месте.
Армения и Грузия – стабильно седьмая и восьмая позиции соответственно.
А дальше – те самые кардинальные перемены. Вьетнам «проник» в первую десятку и занял девятое место, показав рост 834%. Да, с низкой базы, но и в абсолютных цифрах показатель получился неплохой – 281,2 тыс. прибытий из России. Прежде страна была в топ-10 всего один раз – в пандемийном 2020 году.
На десятое место опустился Узбекистан, вытеснив из числа лидеров Азербайджан.
Отметим еще две страны из первой тридцатки – Тунис и Индонезию, которые в 2025 году показали взрывной рост турпотока из России: 412% и 229% соответственно.
Выезд за рубеж с целью туризма в 2025 году по данным Пограничной службы РФ (тыс. поездок)

Не все туроператоры почувствовали в 2025 году замедление спроса на зарубежные турпоездки. В компании «Пантеон», по словам генерального директора Анатолия Гаркушина, рост даже больше рыночного – 25%. Причем по всем направлениям, а особенно резко по Мальдивам, Сейшелам, Маврикию и Эмиратам. «Думаю, это специфика каждого туроператора – кто на чем специализируется, то и растет», – отметил Гаркушин.
Генеральный директор компании Fun&Sun Владимир Рубцов считает даже замедленный рост выездного туризма по итогам 2025 год сильным результатом для рынка: «Показатель превысил ожидания, которые формировались с учетом ограниченного объема авиаперевозки и сохраняющихся логистических факторов. Это говорит о высоком отложенном спросе и о том, что рынок в целом адаптировался к работе в условиях дефицита предложения».
Генеральный директор компании Space Travel Артур Мурадян обращает внимание, что замедление роста выражено преимущественно в процентах: «Если мы посмотрим на показатели в абсолютных цифрах, то увидим, что два последних года выездной турпоток прибавлял в среднем по 2 млн поездок».
Важными факторами роста Мурадян считает значительное расширение перевозки, а также постепенное снижение ее стоимости. Аналогичная ситуация была и в 2024 году, но в 2025 добавился еще и укрепившийся рубль.
Владимир Рубцов, говоря о конкретных направлениях, отметил, что разница в динамике напрямую связана с доступностью перевозки: «Египет, Китай и Вьетнам росли на фоне расширения полетных программ и появления чартерных решений. В случае Китая дополнительным фактором стала отмена виз, что активизировало спрос и дало потенциал дальнейшего роста».
Мурадян полагает, что значительный вклад в рост турпотока в Китай внесли жители Дальнего Востока, проживающие в приграничных регионах.
По мнению Рубцова, умеренный рост Турции логичен для зрелого направления с высокой базой: он обеспечен полетными программами турецких авиакомпаний и открытием новых городов вылета.
Руководитель PR-отдела компании ITM group Андрей Подколзин считает, что основным драйвером роста Вьетнама стали невысокие цены на авиабилеты и проживание, появление новых прямых рейсов, а также повышение интереса к экзотике, в том числе к странам Юго-Восточной Азии.
«В 2026 году мы ожидаем, что Вьетнам останется в топ-3 самых популярных направлений у россиян и будет успешно конкурировать с Таиландом, китайским Хайнанем и другими азиатскими странами», – сказал Подколзин.
Взрывной рост на Индонезию и Тунис – сигнал, что российские туристы стали более активно искать новые впечатления, уверен эксперт: «Эти страны предлагают уникальный опыт – от экзотической природы Бали и вьетнамских пляжей до древней истории Туниса. Рост их популярности стал возможен, в том числе, благодаря расширению авиасообщения и усилиям самих стран по продвижению на российском рынке».
Отрицательная динамика Таиланда туроператоров не беспокоит – тем более что в конце прошедшего года почти все места в популярных отелях на праздничные даты традиционно были забронированы еще осенью.
«Таиланд остался близок к показателям прошлого года, это отражает ограниченные возможности расширения перевозки и частичное перераспределение флота в пользу других азиатских направлений», – говорит Владимир Рубцов.
В компании ITM group отсутствие ожидаемого роста по Таиланду объясняют усилением конкуренции на азиатском рынке – появлением множества прямых рейсов в другие страны, отменой виз, а также растущим интересом к нестандартным маршрутам.
Владимир Рубцов считает, что падение Шри-Ланки и Кубы носит в первую очередь инфраструктурный характер: «Сокращение объемов перевозки, а также перераспределение авиационных ресурсов в пользу более экономически эффективных направлений напрямую отразились на объемах».
По мнению Анатолия Гаркушина, против Шри-Ланки, потерявшей в 2025 году 27,6% турпотока из России, сыграла невнятная визовая политика: «Ланкийские власти все время что-то меняли с визами, и подобные метания не способствовали увеличению турпотока».
«Тенденция к снижению наблюдается уже пару лет, – отметил Андрей Подколзин. – Цены на Шри-Ланке выше, чем у конкурентов, например, у того же Вьетнама. И, конечно, ситуацию усугубили неоднозначные действия властей Шри-Ланки, которые осенью то отменяли, то вводили вновь электронные разрешения для въезда».
Артур Мурадян отметил, что по ряду направлений официальная статистика Погранслужбы ФСБ отличается от данных национальных министерств по туризму, у них цифры выше. Причина – стремительный рост транзитной перевозки. В тот же Таиланд туристы очень часто отправляются с пересадкой в Китае, ОАЭ и других хабах. Аналогичная картина с Мальдивами, Индонезией, Сейшелами.
«Также в статистике Погранслужбы нет Японии и Южной Кореи, поскольку туда не выполняются прямые рейсы. Однако в 2025 году обе страны приняли рекордное число туристов из России. Например, Япония поставила исторический рекорд – 195 тысяч визитов по данным JNTO», – говорит Мурадян.
Подводя итоги 2025 года, эксперты отмечают, что рынок путешествий диверсифицируется: наряду с курортами массового спроса, уверенный рост демонстрируют направления для искушенных путешественников.
«Кроме того, следует заметить, что этот год показал, насколько динамично в принципе развивается ситуация на туристическом рынке – это и появление новых прямых рейсов, и отмена виз, и обострение конфликтов, что немедленно влияет на перераспределение турпотоков. Так что в новом году мы наверняка увидим совсем другую статистику», – подчеркнул Андрей Подколзин.
Ирина Тюрина