Эксперты РСТ объяснили причины роста цен на авиабилеты
Растущие затраты авиакомпаний на обслуживание, фонд зарплаты труда, лизинговые платежи, валютные колебания и динамическое ценообразование ведут к общему росту цен на авиабилеты. Но рост цен в августе происходит каждый год и связан только с сезонным изменением спроса, объяснил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), руководитель комиссии РСТ по авиаперевозкам Дмитрий Горин на пресс-конференции в Москве в среду.
«Появившаяся в СМИ информация о резком повышении цен на авиабилеты в августе не совсем корректна. Прежде всего, потому, что в августе каждый год происходит повышение цены, так как наступает высокий сезон, пик спроса. Мы проводили аналитику вместе с агрегаторами и наши результаты совпадают с цифрами Росстата и ФАС. В зависимости от направления цена в августе традиционно возрастает от 20% до 53%», – сказал он.
По его словам, вопреки распространяемой информации, что причиной подорожания станет повышение аэронавигационных сборов и сборов на реконструкцию аэропортов, это не имеет к росту цен никакого отношения.
«Рост августовских цен происходит на фоне повышенного спроса. Более того, с учетом хорошего спроса и на бархатный сезон, не исключено, что в сентябре тарифы также будут динамически повышаться. Мы согласны с позицией Росавиации и Минтранса, что даже если введение новых сборов добавит к авиатарифу 150-300 рублей, это не будет слишком чувствительно, речь точно не идет о росте цен на 50% по этой причине», – заметил он.
Дмитрий Горин также напомнил, что авиакомпании открывают продажи за 11 месяцев до вылета, и принцип динамического ценообразования позволяет первые места купить по более низким тарифам. К тому же у перевозчиков, как и у туроператоров и турагентов, есть спецпредложения, поэтому в отдельные даты, когда есть недозагруженность рейсов, цена может падать.
«Например, перелеты в Турцию могут на стадии раннего бронирования стоить выше, чем накануне вылета. Особенно это касается Стамбула, так как на стоимость влияет еще и объем авиационной перевозки – чем больше рейсов и конкуренции, тем ниже цены», – сказал Горин.
Как рассказал исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, сейчас сложно найти такую статью расходов авиакомпаний, которая бы за минувшие годы не показывала рост.
«Практически по всем направлениям авиаперевозчики с каждым годом платят все больше и больше, и, естественно, стремятся, насколько это возможно, переложить растущие издержки на потребителей – пассажиров и грузоотправителей. Второй фактор роста – динамическое ценообразование. Можно вспомнить, например, 2002, 2004 или 2005 годы, когда цены повышались практически каждый месяц. С введением динамического ценообразования сначала крупные авиакомпании, а потом и все остальные вплоть до региональных стали отслеживать спрос и предложение. И в ситуации, когда спрос становится высоким или даже ажиотажным, они повышают цены на билеты», – поясни он.
По словам Пантелеева, принцип динамического ценообразования позволяет решить сразу несколько задач.
«Есть пассажиры, которые готовы заплатить больше, но им нужно лететь прямо завтра. И авиакомпания на этих пассажирах зарабатывает. Есть студенты и пенсионеры, которые могут гибко формировать свой график путешествий и приобретают билеты заранее, зачастую даже ниже себестоимости перевозки. В итоге от динамического ценообразования выигрывают все», – пояснил эксперт.
Он напомнил, что в августе, в пик сезона, цены доходят до своего максимума.
«Эта шкала колебания тарифов уже устоялась и воспроизводится каждый год. А минимальные цены будут в ноябре – начале декабря и в феврале – начале марта. Если кто-то хочет сэкономить, надо планировать путешествие не на август, а на другие месяцы. С сентября традиционно происходит спад цен на авиабилеты, причем снижение в рамках ежегодных колебаний будет более существенным, чем прирост из-за инфляционных процессов. В итоге этой осенью билеты будут значительно дешевле, чем в августе», – сказал Пантелеев.
По его словам, в среднем ежемесячная динамика колебаний цен на авиабилеты в этом году сохраняется на уровне 7−8%, доходя до 20−22%, если сравнивать с 2023 годом.
«Это не значит, что мы берем средние цены прошлого года, добавляем 20% и говорим, что дороже билетов не будет. Отдельные билеты на отдельные рейсы в пиковые даты могут быть гораздо дороже. Но если мы подведем итоги нынешнего августа уже в сентябре, то, скорее всего, прирост цен будет плюс-минус таким же, как и в предыдущие месяцы. То есть в любом случае говорить о некоем скачке цен на 30% или 50% не приходится», – подытожил Олег Пантелеев.
Светлана Ставцева