Изменение понятия турпродукта - необходимый шаг для развития внутреннего и въездного туризма
Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, изменяющий понятие турпродукта. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) считают эту меру очень важной для туротрасли, так как она формирует нормативную основу для защиты легального туроператорского бизнеса от недобросовестной конкуренции со стороны серого рынка, повышает защищенность туристов, предоставляет доступ туроператорам по внутреннему и въездному туризму к действующим мерам поддержки.
Закон № 918087-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части совершенствования понятия «туристский продукт» предполагает разные особенности формирования турпродукта в выездном, а также внутреннем и въездном туризме. Так, в сфере выездного туризма турпродуктом будет считаться комплекс услуг по перевозке туриста из РФ в страну временного пребывания и (или) обратно плюс услуги по размещению на месте временного пребывания. В сфере внутреннего и въездного туризма турпродуктом считается услуга по размещению на территории РФ и хотя бы одна дополнительная услуга из установленного перечня: перевозка туриста любым видом транспорта, услуги экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника.
По словам президента РСТ Ильи Уманского, изменение определения турпродукта – необходимый шаг для развития внутреннего и въездного туризма.
«В последние годы внутренний и въездной туризм стали безусловным приоритетом государственной политики. Это отражено и в стратегических документах, и в поручениях президента, и в реальных мерах поддержки отрасли. Но для устойчивого развития необходимы системные изменения в регулировании, учитывающие специфику современной туриндустрии. Одним из таких ключевых изменений является корректировка определения туристского продукта», – сказал он.
Как заметил глава отраслевого союза, туроператоры – основа развития внутреннего туризма. Для многих регионов нашей страны с ее огромной территорией, разнообразными природными зонами и крайне неоднородной инфраструктурой организация турпоездок просто невозможна без участия профессионалов турбизнеса. Они берут на себя не только формирование маршрута, но и построение логистики, сервисов, отвечают за безопасность туриста.
«Путешествие, например, на Алтай, Дальний Восток, в Арктику или на Кавказ – не просто перелет и размещение в гостинице. Это сложный продукт, который должен учитывать природные условия, сезонность, инфраструктурные ограничения и ожидания туристов. Именно туроператоры создают такие продукты, объединяя отдельные услуги в целостное, понятное и безопасное предложение. Развитие туризма в нашей стране возможно только через многообразие турпродуктов – от культурно-познавательных до активных и приключенческих. А это, в свою очередь, требует сильных, устойчивых и профессиональных туроператоров», – уверен Уманский.
Особое значение, по его словам, приобретает вопрос профессиональной ответственности в сфере активных видов туризма – восхождений, сплавов, дайвинга, экспедиционных маршрутов. Это же касается и въездного туризма. Такие продукты не могут и не должны формироваться стихийно. Это зона ответственности профессиональных туроператоров, обладающих необходимыми компетенциями, опытом и ресурсами для управления рисками.
Как пояснил президент РСТ, действующее определение турпродукта формировалось в начале 2000-х годов, когда приоритетом был выездной туризм и регулирование строилось исходя из логики зарубежных поездок, где ключевым элементом выступала перевозка туриста от места жительства к месту отдыха.
«Но сегодня структура рынка принципиально иная. Внутренний и въездной туризм требуют иной модели регулирования. Именно поэтому мы начинаем реформу с базового понятия турпродукта, которое влияет на статус участника рынка, меры поддержки и экономику отрасли в целом. К слову, в Европе этот подход был пересмотрен раньше: еще в 2015 году была принята директива, в которой внутренний турпродукт определяется как основная услуга размещения с дополнительными услугами, а не через жесткую «выездную» модель», – заметил Уманский.
По словам президента РСТ, благодаря новому определению турпродукта многие региональные туроператоры смогут теперь пользоваться господдержкой.
«Два года назад туроператоры по внутреннему и въездному туризму получили долгожданную меру поддержки – освобождение от НДС, аналогичное гостиничному бизнесу. Однако на практике воспользоваться этой льготой смогло очень ограниченное число компаний. Причина – устаревшее определение турпродукта, не учитывающее специфику современного рынка. Фактически льгота оказалась доступной в основном крупным игрокам, работающим с массовыми продуктами на основе чартерной перевозки, преимущественно на популярных курортах. А сотни региональных туроператоров, создающих сложные маршруты и новые предложения, остались за рамками поддержки. Туристы приезжают к ним самостоятельно и формально такие туры не признаются турпродуктом, несмотря на сложную программу, активный вид отдыха и высокий уровень ответственности».
Еще более сложная ситуация сложилась во въездном туризме. Прибытие иностранных туристов в Россию обеспечивают отправляющие компании в разных странах, соответственно российские принимающие компании не могут считаться туроператорами, если придерживаться действующего определения турпродукта, пояснил эксперт.
Член правления РСТ, генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин говорит, что туроператоры давно ждут принятия этого закона.
«Изменение в части внутреннего турпродукта позволит приблизить юридические нормы к сложившейся практике внутреннего туризма, выведет из тени множество компаний, де-факто оказывающих туроператорские услуги, повысит защищенность туристов, позволит туроператорам воспользоваться мерами господдержки», – отметил он.
«Новое понятия турпродукта значительно расширит число участников рынка, входящих в регулируемую сферу туроператорской деятельности. Однако для изменения правоприменительной практики требуется не менее года, надо дождаться вступления закона в силу 1 марта 2026 года», – подчеркивает вице-президент РСТ, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года. При этом требование закона о передаче сведений в информационную систему электронных путевок для внутреннего и въездного туризма не будет применяться до 1 сентября 2026 года.
Светлана Ставцева
Фото: forden / Shutterstock