Малые города активно развиваются, если становятся привлекательны для туристов
Более 70% городов России, где население не превышает 50 тысяч человек, относятся к так называемым малым. Эксперты, выступавшие на сессии «Развитие малых городов и удаленных территорий: стратегия уникальности» в рамках IV Российского туристического форума «Путешествуй!», уверены, что такие населенные пункты могут активно развиваться, если станут привлекательными для туристов.
Модератором сессии выступила председатель комитета РСТ по развитию устойчивого туризма, руководитель направления «Туризм и гостеприимство» компании «Энергия развития» госкорпорации «Росатом» Вита Саар. По ее мнению, необходимость развития малых городов очевидна хотя бы потому, что многие крупные городские туристические центры уже перегружены. К тому же, как показали проведенные компанией «Энергия развития» исследования, выявилась любопытная тенденция. «Платежеспособность молодых людей увеличилась, работать они могут удаленно. Поэтому ищут себе место, где могли бы развиваться профессионально и находиться в безопасности», – поделилась данными Вита Саар. В качестве примера она привела город Сосновый Бор под Ленинградом, на берегу Финского залива, с населением 36 тысяч человек. Она возила туда студентов, победителей атомной викторины. И молодые люди, по ее словам, после знакомства с городом выразили желание жить в нем и растить там своих детей.
Устойчивый туризм на малых территориях помогает решать задачу сокращения утечки финансовых и человеческих ресурсов. Приглашенные на сессию эксперты поделились опытом внедрения уникальных стратегий и обсудили пути выстраивания долгосрочной работы по формированию нового имиджа малых городов для привлечения туристов.
Генеральный директор компании «Большое рыболовное путешествие» Роза Даурская из Красноярска напомнила, что территория Енисейского Приполярья, откуда она родом и где развивает свой бизнес, это пять Франций. Все проекты, по ее словам, основаны на понимании особенностей реального уклада жителей Приполярья. «Мы построили девять лагерей-стоянок в труднодоступных районах реки Тунгуски.
Эта местность занимает 33% территории Красноярского края, а живут на ней менее 1% от всего населения региона, – рассказала она. – Все наши объекты экологически автономны. Каждый единовременно принимает примерно 12 человек, обслуживают их минимум 15-16 работников, половина которых – местные жители, представители коренных народов. Мы сознательно опираемся именно на моих земляков, на их культуру. Используем локальные продукты, покупаем в ближайших поселках оленину, сохатину, у староверов берем молочку».
Digital-агентство Mendeleev разрабатывает для госорганов и крупных корпоратов маркетинговые проекты, связанные с продвижением в том числе и туристических продуктов, программ и стратегий. Руководитель агентства Антон Тарасенко рассказал, как удалось добиться, что в Тюмень, еще недавно нетуристический город, не имевший соответствующей инфраструктуры, а также в ближайшие к нему малые города турпоток вырос с 2019 года почти в два с половиной раза. Причем за эти пять лет увеличилось не только число туристов, но и в корне изменилось восприятие города в общественном сознании страны.
«Мы сделали самое важное – люди поверили, что они живут в интересном туристическом регионе, – утверждает Тарасенко. – Чтобы добиться этого, привлекли к работе над брендом местных журналистов, маркетологов, волонтеров. Порядка двух тысяч самых активных горожан приняли участие в этом огромном проекте. Они даже цвет логотипа выбирали и сами определили, что Тюмень – это термальные источники, а Тобольск – древняя столица сибирской гастрономии».
Как заметил Антон Тарасенко, для любого малого города важно знать, кому в нем нужно продавать идею развития туризма. Во-первых, это крупные корпораты, которые смогут развернуть в рамках локации инвестиционный туристический проект. Во-вторых – региональное правительство. Продвижение с точки зрения маркетинга дорого стоит, а областная столица может стать надежным финансовым подспорьем.
Подсказал он и еще один любопытный ход – кино. Сегодня на российскую киноиндустрию выделяется много денег. Десятки молодых амбициозных команд ищут что-то уникальное, креативное. «В этом смысле малые города – очень крутые локации. – обратил внимание Антон Тарасенко. – К примеру, фильм «Тобол» – это Тобольский Кремль. Его посмотрели 60 млн человек. Мы сами приходили к крупным продакшн-компаниям и предлагали им снять что-то у нас. В результате создатели фильма «По щучьему велению» приехали в Абалак, а это очень красивое место, и снимали там. Теперь туристам показывают тот самый колодец, откуда, помните, щука вылезала. Пожалуйста, маленький город, всего 38 тысяч жителей и – большая съемка, павильоны, актеры, все очень круто.
Андрей Шемякин, управляющий партнер PR и консалтинговой компании SEA Company поделился впечатлениями от работы в Тамбове и его городе-спутнике Мичуринске. Он признался, что всю жизнь занимаясь туризмом, о последнем ничего даже не слышал. Поехал посмотреть: «Увидел потрясающую альтернативу Суздалю, Коломне, Переславлю-Залесскому. Мичуринск, до которого от Москвы всего четыре часа, очень аутентичный, застывший в XIX веке. В большинстве городов исторические здания отданы под музеи, там ничего нельзя трогать, только смотреть. А в Мичуринске в таких домах люди живут». Один из готовых брендов, по его мнению, – мичуринские яблоки. В городе также много возможностей для пеших прогулок, потрясающая картинная галерея и, пожалуй, самое интересное на его взгляд – прекрасно сохранившийся Боголюбский кафедральный собор, послуживший в свое время прототипом храма Христа Спасителя.
Андрей Шемякин добавил, что возил в Мичуринск туроператоров. «Акулы туризма схватили наживку, некоторые инициировали собственную рекламную кампанию, посвященную Мичуринску, – рассказал Шемякин. – Лёд тронулся, туристы поехали, причем оказалось, что среди них приличное количество молодых ребят до 25 лет. Тогда придумали для них квест-тур, который ведет по всему городу. Это шикарно сработало, молодежь помчалась туда круглогодично».
Мичуринск как альтернативу выезда на тренинги и образовательные семинары предлагали и корпорантам. Объясняли, что космические бюджеты, как в Сочи или Москве, не понадобятся, зато легко добираться и вкусно кормят. Процесс пошел, мероприятия проходят. «И тут мы столкнулись с нехваткой гидов, которые могут водить экскурсии, – продолжил рассказ Андрей Шемякин. – Пришлось создать еще один проект – учим местных ребят экскурсионному делу. Они сами придумывают свой маршрут, делятся с гостями собственным локал-экспириенсом, то есть «я здесь родился, там живу, здесь учусь». Ребята зарабатывают, а туристы получают настоящий лайфхак от местного жителя».
Подводя итог сессии, Вита Саар заявила, что комитет РСТ по развитию устойчивого туризма продолжит собирать вот такие туристические жемчужинки, будет продвигать их и рассказывать о них.
Любовь Булгакова