«Мест нет»
Проблемы с гостиницами в Волгограде – типичны для многих российских городов-миллионников. Здесь они просто заметнее по двум причинам. Город, известный всему миру под именем Сталинград, - потенциальная точка притяжения туристов не только из России, но и из-за рубежа. И второе обстоятельство: активное развитие бизнеса привлекает в Волгоград деловую публику. На всех мест не хватает.
Всего в городе 22 гостиницы на 2020 мест. По словам директора волгоградской гостиницы «Южная» Виктора Зверева, «это не укладывается ни в какие нормативы». В будние дни загрузка городских отелей составляет 90-95%. Среднегодовая загрузка гостиниц Волгограда высока - 70%, но это отнюдь не свидетельство качественного сервиса, а попросту следствие дефицита мест. Высокие цены на размещение, порой превышающие 2000 руб. за стандартный номер – тоже результат недостатка предложения. Об этом свидетельствуют и отклики гостей волгоградских гостиниц в интернете: «сервис на 1*, а цены – на 4*».
Есть, впрочем, и приятные исключения. Та же гостиница «Южная», единственная в городе имеющая законные 3* по системе классификации, предлагает 50 видов дополнительных услуг – в два раза больше, чем в других отелях Волгограда. Специалисты отмечают хороший уровень квалификации персонала. Владимир Ефимов, руководитель департамента по организации научно-практической деятельности, подготовке и переподготовке персонала Российской гостиничной ассоциации, дает высокую оценку системе аттестации кадров в «Южной», предлагает другим HR-директорам обращаться в этот отель за опытом.
Гостиница «Волгоград Интурист» также провела реконструкцию, номера оснащены современным климатическим оборудованием, в них появились мини-бары, удобная мебель. Но уровень сервиса в этом отеле, по отзывам гостей, оставляет желать лучшего.
Другие популярные волгоградские отели – «Волго-Дон», «Волгоград», «Каскад», «Кристина», «Октябрьская», «Олимпия», «Царицынская» – расположены, в основном, в центре города. И месторасположение – основная причина их популярности.
Новых гостиниц в Волгограде практически не строят, все имеющиеся сохранились с советских времен. Появляются разве что мини-отели. В городе нет ни одной гостиницы уровня 4-5*. Есть, правда, планы инвесторов. Компания «Лукойл», например, выражает намерения заняться гостиничной недвижимостью в Волгограде и, возможно, построит первый в городе отель 4*.
Намерения инвесторов сдерживаются, по мнению экспертов, вялым отношениям властей к вопросу гостиничного строительства. В городе нет программы по развитию гостиниц и туризма. Генеральный план строительства в Волгограде пока еще в стадии разработки, а его отсутствие всегда негативно сказывается на инвестиционной активности в области недвижимости: трудно выбирать участок под застройку, если не известно, что может через год оказаться с ним по соседству.
А потому печальной памяти фраза «Мест нет!» остается актуальной в гостиницах Волгограда. По словам Виктора Зверева, например, в преддверии Дня города в отелях были вынуждены отказывать частным клиентам: заселяли только официальные делегации. (Элеонора Арефьева, RATA-news Hotel & Resort)