Крым будет привлекать туристов круглый год
Загрузка отелей в среднем по Крыму сегодня составляет 40-50%, сообщил в ходе проходящей в Ялте выставки «Интурмаркет.Осень» министр курортов и туризма республики Вадим Волченко. По его оценке, высокий сезон компании провели хорошо, вот только он был спрессован буквально в полтора месяца. Ростуризм пообещал полуострову поддержку в сложных геополитических условиях, однако и сами компании не намерены останавливаться в развитии.
Заместитель председателя Совета министров Крыма Ирина Кивико отметила, что за восемь месяцев 2022 года выручка компаний в отрасли упала на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Своей статистикой поделилась и зампредседателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Татьяна Лобач. По ее оценке, заполняемость отелей в этом сезоне упала на 25%. Есть объекты размещения, в которых нет броней на ноябрь, а загрузка октября составляет 5-10%.
По мнению г-жи Лобач, все это говорит о том, что Крым нуждается в поддержке. Особенно важно сохранить кадры, компенсировать зарплату, как это было в период пандемии, когда за каждого сохраненного сотрудника выплачивали 12 800 рублей. «Кроме того, важно привлечь турпоток в осенне-зимний период, а для этого нужно продлить программу туристического кэшбэка. Она была востребована, и думаю, что есть много россиян, которые хотели бы отдохнуть в Крыму в межсезонье», – сказала Татьяна Лобач.
Ирина Кивико сообщила, что уже на выходе постановление о поддержке туризма в регионе. «На днях вице-премьер Дмитрий Чернышенко дал поручение Ростуризму внести проект постановления о поддержке отрасли. На Крым и Севастополь выделено 1,6 млрд рублей. Эти деньги как раз пойдут на сохранение занятости. Численность персонала по данным на 1 октября должна быть сохранена на 1 апреля следующего года. Это будет условием предоставления субсидии для туристической отрасли», – уточнила г-жа Кивико.
Как подтвердила руководитель Ростуризма Зарина Догузова, в процессе переговоров было решено, что сохранение занятости сейчас является наиболее важной мерой поддержки туризма на полуострове. Нормативно-правовые документы для выделения денег будут готовы в самое ближайшее время.
Татьяна Лобач подчеркнула, что в сложившейся ситуации важно сохранить весь туристический бизнес, который есть в Крыму, в том числе серый. «Не секрет, что 50% гостевых домов находятся в серой зоне. Мы пока не нашли правового механизма, который бы позволил им работать в правовом поле, но продолжаем эту работу и надеемся завершить ее в текущем году», – пообещала спикер.
«Уровень поддержки туризма сейчас просто беспрецедентный, но принять закон о гостевых домах нужно было давно, – уверен Вадим Волченко. – Мы инициировали поручение, которое в итоге дошло до правительства. Нужно просто признать понятие «гостевой дом» и тот факт, что есть земли для гостевых домов. Если легализовать такой бизнес, это принесет значительные поступления в бюджет, 600-700 млн рублей в год по нашим подсчетам».
Г-н Волченко упомянул также необходимость общей платформы для бронирования, которая так и не появилась в России. «В Крыму в связи с его особым статусом достаточно долго не было Booking.com, затем были высокие комиссионные. Сейчас есть другие сервисы бронирования, но пока ни один из них не дотянулся по удобству до Booking. Нужен отечественные сервис. Если ли в этом экономика? Да, если сервис охватывает услуги всей страны», – убежден г-н Волченко.
Зарина Догузова отметила, что Ростуризм сейчас сфокусирован на нескольких основных направлениях поддержки отрасли в целом и Крыма в частности, поскольку полуострову приходится тяжелее других. «Мы обязательно будем поддерживать спрос, особенно в межсезонье, включим Крым и Севастополь в максимальное количество программ продвижения по линии нацпроекта. Кроме того, суммарно Крым и Севастополь получат 1,5 млрд рублей по программам на возведение модульных объектов размещения, поддержку малого и среднего бизнеса, обустройство туристических центров городов, проведение мероприятий и т.д.», – перечислила г-жа Догузова.
По ее словам, есть сложности с инвестиционной активностью, но вместе с тем продолжает работать программа льготного кредитования. Крым представлен в ней большим количеством проектов. В этом году на полуострове строится почти 5 тысяч номеров. «Хочу, чтобы турбизнес понимал, что Ростуризм рядом, и мы готовы помогать. Сейчас время не только проблем, но и возможностей, поэтому важно принимать нестандартные решения, которые мы готовы рассматривать и поддерживать», – резюмировала глава Ростуризма.
О нестандартных решениях участникам форума рассказал генеральный директор Mriya Resort & Spa Самвел Саруханян. По его мнению, туроператоры в этом сезоне просто проигнорировали Крым. «Надо решать проблемы вместе, а не перекладывать их друг на друга. Мы первыми вышли с программой поддержки других отелей. Давно такого не было, чтобы один отель загружал другие, а к нам можно было доехать, сделав остановку в Ростове, а уехать обратно с остановкой в Воронеже. Так мы решили проблему логистики в отсутствие авиасообщения», – рассказал г-н Саруханян.
По его словам, компания пересмотрела внутренние процессы, добавила инфраструктуру, к примеру, паркинг, офисные пространства, welcome-центр, прачечную, которая работает также и на соседние отели. Все это, по словам спикера, делается, чтобы стать ещё более эффективными и действовать, а не замереть в ожидании.
Руководитель по Крыму управляющей компании UPRO Group Екатерина Мильчинская также отметила, что туроператоры не выполнили свои обязательства по жестким блокам мест, поэтому пришлось принимать решения на ходу. «Мы адаптировали инфраструктуру под стандарты туроператора Fun&Sun и с их помощью загрузили объекты. Все происходит очень быстро, но мы должны уметь адаптироваться. Весь сезон нам приходилось сталкиваться с вызовами и будет лукавством говорить, что мы можем сейчас делать какие-либо прогнозы», – отметила г-жа Мильчинская.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news