Восточная Европа страдает без российских туристов
Страны Восточной Европы этим летом страдают от нехватки российских туристов точно так же, как и их западные соседи. По мнению туроператоров, ситуацию не спасают даже относительно невысокие цены. Спад продаж эксперты оценивают в среднем на уровне 50%, но позиции лидеров и аутсайдеров спроса в разных компаниях могут отличаться.
По мнению директора по международному туризму компании «Де Визу» Алексея Лебедя, особенно негативно ведет себя чешское направление. Сезон начался с избытка перевозки. Помимо «Аэрофлота» и CSA, на направление вышли «Трансаэро» и национальный лоукостер Smart Wings, причем последний заявил сразу семь еженедельных рейсов. Правда, позже из-за недостаточного спроса чешский перевозчик уменьшил количество вылетов до двух раз в неделю, а потом и вовсе свернул программу. Также оптимизировать свои объемы пришлось CSA. Но и оставшегося «воздуха» больше, чем необходимо.
Г-н Лебедь связывает низкий спрос не только с экономической нестабильностью, но и с некоторой пресыщенностью Чехией: «Возможно, именно это мы наблюдаем сейчас в сегменте экскурсионных туров. К счастью, лечебных программ это не касается».
Генеральный директор компании «Веди Тур Групп» Ирина Федина оценивает продажи Чехии более позитивно. Спад хоть и есть, но региональные программы удалось сохранить. Помимо Москвы прямые перелеты в Прагу осуществляются из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Самары, Екатеринбурга. В отличие, например, от Венгрии, которая для жителей российских регионов доступна только с пересадкой в Москве. К тому же, в кризис венгерское направление лишилось прямого рейса до главного термального курорта страны – Хевиза.
«У нас Венгрия осталась практически на уровне 2014 года, который, кстати, не был провальным. До октября спрос держался в положительных значениях», – продолжает Алексей Лебедь. Немного, по его словам, отстает экскурсионка, но этот разрыв компенсируется за счет лечебно-оздоровительного сегмента.
Наличие стабильного спроса на Венгрию, в частности, на санатории Хевиза подтвердил и генеральный директор компании «Альцес» Игорь Чуканов. Однако, в отличие от предыдущих лет, глубина продаж ограничивается сентябрем. Хотя обычно в июне уже шли бронирования вплоть до конца года.
Гораздо более сложной г-н Чуканов назвал ситуацию на польском направлении. Летом традиционно спрос сосредоточен на экскурсиях по стране и отдыхе на балтийском побережье. В этом году запросы идут только от индивидуальных туристов. И до сих пор нет ни одной заявки по горнолыжному курорту Закопане, хотя раньше места начинали раскупать за полгода до старта зимнего сезона.
Необычно бодро на общем фоне держится Румыния. Как рассказала руководитель профильного отдела компании «Ванд» Елена Бондаренко, по сравнению с прошлым годом направление выросло на 20%. Хорошо идут экскурсионные программы в сочетании с отдыхом на Черном море. Эксперт предположила, что россиян привлекают новизна маршрутов, а также приемлемые цены. Двенадцатидневный тур на семью из трех человек обойдется в районе 2700 евро, включая перелет и визы. Но, конечно, о массовом спросе речь пока не идет.
Практически не нашлось желающих этим летом поехать в Албанию. Побережье Ионического моря от Влера до Саранда с крупнейшим курортным городом Дуррес считается наиболее приятной туристической зоной страны. Г-жа Бондаренко считает, что в отсутствии спроса отчасти виноваты албанские власти, которые в этом году с большим опозданием объявили об отмене виз для отдыхающих из России. Безвизовый режим действует с 1 июня по 1 ноября, но информацию об этом дипломатические органы страны распространили уже после 15 июня.
В паре Словакия и Словения, лучше себя чувствует Словакия – в частности, бальнеологический курорт Пиештяны. В компании «Де Визу» объяснили, что местные отельеры пошли навстречу российскому рынку, предложив неплохие скидки на проживание. Словения же проигрывает за счет высоких цен.
Нина Егоршева, RATA-news