Жизнь без Booking.com: первые недели
Внезапный уход с рынка Booking.com стал для отельеров не самым приятным сюрпризом – даже при всех тех «войнах», которые годами велись с агрегатором по поводу цен, комиссий и штрафов. Ведь именно этот сервис давал основную загрузку многим средствам размещения.
Каковы альтернативы? Ostrovok.ru, AllHotelsMarket, Bronevik.com, «Яндекс.Путешествия», Zabronirui.ru, OneTwoTrip, Megotel.ru, Tvil, спешно дорабатывает собственный гостиничный портал компания «РЖД».
Предлагаются решения и отдельными регионами. На сайтах «Архыза», «Эльбруса» и «Ведучи» в разделах о проживании есть перечни средств размещения на курорте и поблизости – узнав контакты, можно зарезервировать номера напрямую. Также зовет «в друзья» портал «Кавказ.РФ», приглашая гостиницы предоставить свои данные при посредничестве давно зарекомендовавшей себя на рынке платформы TravelLine.
Как справляются с ситуацией конкретные средства размещения в этот «смутный период»? Мы попросили рассказать об этом представителей гостиниц.
Анастасия Лесницер, генеральный менеджер отеля «Hilton Garden Inn Оренбург»: «Доля Booking.com в наших бронированиях была небольшой, поэтому ощутимого падения по выручке и загрузке мы не увидели. Бронирование перераспределилось на каналы, работающие через TravelLine, и на прямые заявки. Еще для удобства гостей и сотрудников мы создали чат-бот в Telegram, которым клиенты успешно пользуются для резервирования номеров. Помимо этого подключаем сервис «Яндекс.Путешествия», а также проводим работу с российскими OTA по топовому размещению на их ресурсах».
Наталья Обыденнова, генеральный директор УК «ГОСТ Отель Менеджмент»: «По данным отраслевых поставщиков IT-решений, доля Booking.com и подобных ОТА у отелей достигала 65-70% в общем объеме электронных продаж. После ухода лидера ожидаемо началось перераспределение объемов, но теперь между отечественными компаниями и сайтами самих отелей.
Для отелей верхнего ценового сегмента, как, например, наш флагманский объект в Сочи – Rodina Grand Hotel & SPA 5*, где доля бронирований через Booking.com составляла менее 20%, мы будем работать, в том числе, с базой постоянных клиентов. Это, например, персонифицированные рассылки специальных предложений по e-mail или через мессенджеры. Также продолжим точечный таргет в соцсетях.
Для городских отелей в Москве, Санкт-Петербурге и др. ситуация с Booking.com сродни отключению от глобального туристического рынка. Поэтому, например, московская гостиница «СтандАрт» 5* корректирует стратегию маркетинга и продаж, опираясь на опыт, накопленный за период пандемии. Но мы прогнозируем рост доли прямых бронирований благодаря запуску очередной программы кэшбэка, в том числе и для городских объектов, особенно на выходные.
В течение семи лет для всех объектов под управлением «ГОСТ Отель Менеджмент» мы ведем активную работу по совершенствованию их сайтов, SMM и планомерно увеличиваем свои продажи в digital, поэтому сильного спада из-за ухода Booking.com не испытали. Отклонения по загрузке на март и апрель составили 30-35%, но мы это связываем с сокращением авиаперелетов, остановкой въездного туризма и минимальным спросом в сегменте MICE.
А что касается систем бронирования, то сейчас мы сконцентрированы на отечественных ресурсах и сайтах туроператоров. Выделить из них лидера пока сложно».
Сергей Кузнецов, генеральный менеджер «Hilton Garden Inn Kалуга»: «После ухода Booking.com у нас просто увеличилось количество бронирований с других ресурсов – Ostrovok, OneTwo Trip и других. И прямых заявок стало больше – от стойки и по телефону. Загрузка упала в среднем на 5-7% на выходные по понятным экономическим причинам. Бизнес-сегмент немного снизился за счет приостановки работы иностранных предприятий».
Лада Самодумская, генеральный менеджер «Балчуг Кемпински Москва»: «В связи с отключением возможности бронировать российские отели на Booking.com, а потом и полного отключения систем бронирования Hotelbeds, DOTW, LCI, Travco и т.д., вкупе с потенциальной угрозой потери GDS-платформ как канала дистрибуции, перед отечественными гостиницами встала задача подключения к альтернативным платформам – почти ко всем, кого раньше на порог не пускали глобальные игроки.
Потирают руки и конкуренты. Например, китайский C-trip с его колоссальными ресурсами мог бы захватить инициативу, если бы уладил вопрос оплаты и оперативной конвертации цен. Но пока броней по этому каналу нет.
Мы очень рассчитываем на системы Bronevik, Оstrovok, другие платформы – Travel.rzd, OneTwoTrip, Aviasales, интегрированные с упомянутыми выше каналами для открытых продаж. Бронирования есть, но их объем пока невелик. Загрузка московских отелей опять опустилась до уровня 2020 года. Уверена, когда наши партнеры справятся с нахлынувшим на них потоком желающих подключить свои объекты и осуществят загрузку данных в полном объеме, российские клиенты по достоинству оценят удобство использования отечественных систем бронирования.
Думаю, полностью заменить крупнейшие мировые компании в этой отрасли не получится, масштабы и ресурсы сравнивать пока сложно. Но увеличить долю на локальном рынке – безусловно».
Кристина Голубева, специально для RATA-news