Вход с мобильного: эксперты рассказали, как вернуть доверие путешественников
Туристы сейчас переходят от состояния растерянности и неуверенности к позитивному ожиданию поездок. При этом мотивируют их к путешествиям не только более четкие правила, которые постепенно формулируют государства, но и цифровые технологии. О том, как это происходит, эксперты рассказали на одной из сессий прошедшего форума «Интурмаркет. Открытый Крым».
По мнению аналитиков IATA, в 2022 году продолжится рост авиаперевозок, мировой рынок восстановится на 86-87% от уровня 2019 года. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), в 2021 году на российском рынке будет перевезено 108 млн пассажиров. Это явно больше, чем в 2020 году, но до цифр 2019 года показатели не дотягивают. Скорее всего, мы получим объем 80% от уровня до пандемии.
Как отметила руководитель коммерческого отдела ТКП Оксана Данилова, основными драйверами восстановления туристического рынка станут состоятельные туристы, путешественники с семьями и представители поколения миллениалов из развивающихся стран. «Бесспорным трендом постковидного рынка будет рост цифровизации. В период локдауна люди тратили время на виртуальные путешествия, а когда ограничения были сняты, они продолжили бронировать услуги онлайн. Лидером в цифровизации туризма считается Китай. 56% опрошенных китайцев в 2021 году бронировали поездки при помощи смартфонов», – рассказала г-жа Данилова.
Компании Amadeus Russia, которая за последние несколько месяцев провела три глобальных опроса, исследуя настроения туристов, сделала аналогичные выводы. «В сентябре этого года мы сосредоточили внимание на отношении людей к путешествиям, их готовности делиться данными о здоровье, открытости к технологиям и др. Опрос более 9 тысяч потребителей в разных странах, включая Россию, подтверждает высокий спрос на турпоездки. Четкие правила дают туристам больше уверенности. При этом они довольно открыты для использования технологий и готовы делиться личными данными для эффективной работы цифровых паспортов или справок о состоянии здоровья, чтобы снова начать путешествовать», – говорит региональный менеджер по клиентским решениями и бизнес-консалтингу в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Amadeus Russia Мария Лендер.
По данным компании, с сентября 2020 года уровень доверия к путешествиям увеличивается, и респонденты говорят, что этому способствуют технологии. В том числе опрошенные называют мобильные приложения, самостоятельную регистрацию, бесконтактные мобильные платежи, гибкую политику отмены поездки.
Директор по развитию и создатель проекта Biletarium, член комиссии РСТ по международной деятельности Анисья Евдокимова также отметила, что в период пандемии люди привыкли всё бронировать онлайн в смартфонах. Инновации в культуре, которая очень тесно связана с туризмом, уже сейчас определяются тем, как мы покупаем билет в музей, как потребляем информацию внутри объекта. «На данный момент цифровые решения внедрены на 1407 объектах культуры в России из 8583. Здесь есть большой потенциал для роста. Приходит молодой турист, который с помощью мобильного телефона выбирает, куда ему отправиться, ищет способ забронировать билет, сопровождает свое посещение технологиями, то есть использует приложение-аудиогид или QR-коды дополненной реальности. Индустрия культуры активно трансформируется», – привела пример г-жа Евдокимова.
Оксана Данилова считает, что происходящие изменения пойдут всем на пользу и позволят привлечь новую аудиторию. «Пандемия стала катализатором новейших разработок в сфере путешествий, многократно усилила стремление ключевых игроков к инновациям. Эти технологии могут привлечь больше клиентов, если сделать ставку на развитие персонализированных предложений, использование искусственного интеллекта, анализ данных и т.д. Такие технологии станут гарантом бесконтактного и беспроблемного бронирования», – отмечает г-жа Данилова.
Мария Лендер согласна, что роль упомянутых тенденций будет только нарастать. Совместно с отраслевыми экспертами Amadeus выделил шесть трендов, которые изменят пространство путешествий в 2022 году. Один из них – не будет длительных поездок, но люди будут путешествовать чаще.
Другой тренд такой: половина опрошенных уже сейчас говорят о том, что экологические виды транспорта должны быть более доступны. Это не только принесет пользу, но и приведет к увеличению рентабельности. Кроме того, путешественники стремятся включать в свой маршрут не только отдых, но и, к примеру, работу по восстановлению местных сообществ. Людям важно знать, что их расходы оказывают влияние на населенные пункты, в которые они приезжают. Достижению этой цели способствуют программы по развитию экотуризма.
Помимо этого, в пандемию источники вдохновения при планировании путешествий стали более разнообразными. Например, UNWTO и Netflix недавно опубликовали отчет, в котором была дана оценка роли фильмов и сериалов как драйверов поездки. Исследователи также отмечают, что популярностью в перспективе будут пользоваться направления, в которых можно получить уникальные впечатления и они запомнятся на всю жизнь, например, восхождение к базовому лагерю Эвереста в Непале. Пандемия научила многих ценить время и не откладывать на потом яркие путешествия.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news