Минимизация затрат мешает гостиницам решать кадровую проблему
Круглый стол «Кадровый голод. Пути решения проблем», организованный Первым клубом профессионалов гостеприимства, проходил бурно. Что неудивительно: проблемы-то наболевшие.
По мнению представителей компании F5 Service, к которой столичные отели нередко обращаются за временными сотрудниками, многие гостиницы почти полностью перешли на аутсорсинг в вопросах поддержания чистоты. В итоге ряд сложностей переместились на плечи их партнеров. Директор департамента подбора персонала Анастасия Бабич перечислила наиболее актуальные. Первая – современные требования по квотированию иностранной рабочей силы. Печально признавать, но брендированные столичные отели держатся практически только на выходцах из стран СНГ. Причем, по российским законам, наниматель обязан предоставить план на работников заранее, за год. То есть, должен четко понимать, сколько народу планирует привлечь и на каких должностях собирается их задействовать. А затем оповестить соответствующие органы.
Не сбросишь со счетов и конкуренцию с другими сферами – общепитом и пр. Привлечь и удержать людей, чтобы потом направлять их на работу в гостиницы, – тоже задача аутсорсинговых компаний. Потенциальные горничные и хаусмены не всегда представляют, что такое отель, чем придется заниматься, в каких объемах, и порой не готовы к таким нагрузкам.
Но даже если удастся набрать и обучить персонал, успокаиваться нельзя. Ведь отельеры порой сами рубят сук на котором сидят, переманивая толковых горничных на постоянную работу. Причем не факт, что та же работница через несколько месяцев не соблазнится более привлекательным соцпакетом в гостинице по соседству.
Еще одна проблема – длинный перечень требований к горничным и хаусменам, особенно к их внешности. Работники должны хорошо владеть русским, не иметь золотых коронок на зубах и татуировок на видимых частях тела. Волосы у девушек желательны длинные, чтобы легко убирались в прическу; размер одежды 42-46… Много ли таких? И к тому же трудолюбивых?
Отельерам тоже было на что пожаловаться. «Марко Поло Пресня» сетовал по поводу текучки супервайзеров – тоже из категории приезжих. «Метрополь» попросил обратить внимание поставщиков персонала на невозможность оперативно найти разовых работников, в результате чего резкий всплеск загрузки становится головной болью для целого отдела.
Зато представитель департамента хаускипинга «Метрополя» выдвинула любопытное предложение: либо объединиться самим отелям, у которых резкие скачки в загрузке различаются по датам, либо предложить аутсорсинговым компаниям самим организовать такие альянсы из двух-трех гостиниц. Чтобы максимально задействовать «мобильные бригады» – тех драгоценных работников аутсорсинговых фирм, у которых есть достаточный опыт, они готовы в течение двух-трех часов выдвинуться на объект и согласны заступать на смену и в будни, и в выходные.
Сейчас найти персонал за пару часов – неимоверно сложно. Аутсорсинговые компании ждут заявок от средств размещения хотя бы за сутки, в идеале – за 48-72 часа. Это в Москве. А подмосковным отелям в этом смысле намного сложнее. Даже если фирма теоретически согласна отправить к ним людей, гостиница не всегда способна полностью загрузить работников. А на четыре часа 15 горничных из Москвы не поедут. Значит, нужно как-то создавать «мобильные бригады» на местах.
Интересным решением поделился один из крупных столичных отелей, в котором при номерном фонде в несколько сотен комнат приходится держать большой штат горничных. В низкий сезон их нечем занять. Руководитель отдела хаускипинга приняла решение обучить девушек навыкам профессиональной чистки ковров и мытья окон. В результате при 100% загрузке они работают в полную силу на уборке номеров, а когда гостей немного – занимаются мытьем окон изнутри и чисткой напольных покрытий.
Но все-таки самая большая сложность в хаускипинге – вопросы мотивации и привлечения «свежей крови». К сожалению, эти вакансии в сетевых отелях не относятся к числу престижных. Москвичей на эту работу не заманишь; граждане СНГ, как бы замечательно себя ни проявляли, рано или поздно устают работать за копейки и без перспектив карьерного роста. Так что проблема создания стабильного штата – а в идеале и хорошего кадрового резерва, – всё острее с каждым днем.
О том же говорят и представители аутсорсинговых фирм. Рассказывает директор по персоналу компании «Аготель» Нина Левина: «От нас требуется предоставлять гостиницам горничных в возрасте 25-30 лет. То есть тех, кто родился в девяностых. Родители этих девочек метались между пятью подработками, чтобы прокормить семью: на одну зарплату было не выжить. Сейчас в хаускипинге зарплаты тоже не ахти. И каков спрос с дочерей тех матерей, которые с детства впитали принцип «хватай все, что сможешь, здесь и сейчас, а потом беги на подработку в другое место».
Нам всем следует осознать, что оплачивать тяжкий труд горничных нужно лучше. Поощрять их за качественную работу, за стаж, регулярно повышать в должности. И всеми силами убеждать свое начальство в необходимости этого, а не искать аутсорсинговые компании с услугами подешевле. Ведь если несколько лет назад руководители департаментов хаускипинга обучали временный персонал, то теперь ситуация нередко обратная. Горничные, отработавшие в гостиницах на аутсорсинге несколько лет, учат этому неопытных хаускиперов, принятых в штат отеля!».
Так что, если средство размещения не может мотивировать своих работников деньгами, нужно искать другие пути. Предлагать карьерный рост, даже если для этого придется позже отпустить человека в другую гостиницу. Иначе рынок линейного персонала, который сейчас практически на 95% закрыт иностранной рабочей силой, перекроить не получится. И пополнить постоянными единицами – желательно с российским гражданством, – тоже. По крайней мере, до тех пор, пока главным приоритетом в политике отелей остается минимизация затрат.
Кристина Голубева, RATA-news H&R