Минфин отказался снижать налоговую нагрузку на отели
Министерство финансов не поддержало доводы участников рынка об освобождении объектов туристической инфраструктуры от НДС. Отельеры просили также обнулить им налоги на прибыль и предоставить льготы по налогу на имущество.
Минфин посчитал это нецелесообразным, поскольку такие меры приведут к выпадающим доходам бюджета и создадут прецедент: с аналогичными просьбами могут обратиться налогоплательщики других секторов экономики.
Отельеры восприняли это негативно. Дело в том, что кризис ударил больше всего по гостиницам в городах, не ориентированных на туризм, говорит гендиректор управляющей компании Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич: «Индустрия сейчас разделилась на два лагеря. Один чувствует себя хорошо – это все, что находится на Черноморском побережье, наши курортные зоны, загородные отели и даже что-то на Дальнем Востоке – там большая загрузка, там достаточно высокий средний ценник. Другая ситуация в городах, куда люди приезжали в командировки и для закупки, в общем по бизнесу. Здесь ситуация хуже, в том числе Москва первым номером стоит в этой линейке».
Как пояснил г-н Ивашкевич, есть среднерыночный показатель цены, поэтому отели не могут просто поставить ту цену, которую хотят. Они вынуждены под конкретную конъюнктуру, под конкретную ситуацию на рынке менять стоимость, снижать ее. «В этой ситуации нам, безусловно, нужна поддержка, помощь в оптимизации расходов, один из которых – налоговая нагрузка», – сказал Станислав Ивашкевич.
Ранее российские отели уже перешли на работу с нулевым НДС по основному виду деятельности, то есть размещению в номерах. Отмена этого налога с 1 июля призвана оказать поддержку как раз крупному бизнесу. Мера распространяется только на размещение, поэтому эффект от нее будет ниже, чем хотел бизнес, но на дополнительные льготы Минфин не пойдет, сказал Business FM генеральный менеджер петербургской гостиницы «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.
«Еще в пандемию было введено большое количество фискальных льгот для поддержки средств размещения, входящих в малое и среднее предпринимательство. И отсюда появились раздражение или обида крупных игроков отрасли, которые не попадают в МСП и эти льготы их не касались. Вся поддержка досталась фактически малым игрокам отрасли, хотя огромные затраты несут именно большие игроки, потому что у них большие площади, большие земельные участки, и вся фискальная нагрузка ложилась именно на них. И тут правительство учло это замечание и ввело беспрецедентную меру – обнулило НДС. Это поддержка как раз крупных игроков, потому что малое и среднее предпринимательство, как правило, использует упрощенную систему налогообложения и не платит НДС. Это такая сильная мера, поэтому просить больше уже, наверное, все-таки бессмысленно», – считает г-н Теймурханлы.
Он отметил, что его отель чувствует себя довольно хорошо: «Год для нас рекордный. Мы за время пандемии привыкли к российскому потребителю, привыкли жить без иностранцев. Но это не значит, что выигрывают все в отрасли. Большинство теряют, потому что потоки снижаются, платежеспособность россиян сильно падает. Без иностранных туристов жить очень тяжело».
Одновременно министерство не поддержало предложение туриндустрии о снижении НДФЛ для россиян, занятых в отрасли, и не увидело необходимости уменьшить размер страховых взносов для плательщиков в сфере туризма.