Какие рекорды поставили гостиницы Сочи в 2021 году
Прошедший год, как и ожидалось, оказался успешным для гостиничного рынка Сочи. По данным консалтинговой компании JLL, в условиях активизации внутреннего туризма отельеры главного российского курорта смогли значительно нарастить тарифы. При этом существенное удорожание и ужесточение требований к размещению в гостиницах сдержало спрос во втором полугодии: загрузка лишь незначительно превысила уровень 2019 года в прибрежных отелях и упала в горах.
Согласно анализу JLL, в прибрежном кластере средневзвешенная загрузка сетевых гостиниц по итогам 2021 года составила 61%, что на 10 п.п. выше показателя 2020-го и сопоставимо с результатом 2019-го (60%). Средний тариф отелей у моря за год увеличился на 11% – до почти 13 тыс. рублей. Показатель дохода на доступный номер (RevPAR) за год вырос на треть и приблизился к 8 тыс. рублей.
Сетевые прибрежные гостиницы Сочи опередили ценовые показатели не только тяжелого 2020 года, но и допандемийного 2019-го. По сравнению с 2019 годом средний тариф увеличился на 79%, а показатель RevPAR вырос на 82%. Во всех сегментах рынка произошло практически двукратное увеличение дохода на доступный номер.
«Такая динамика во многом обусловлена существенным ростом цен в пляжные месяцы – в период с мая по август, когда тарифы увеличились в 2-2,5 раза по сравнению с 2019 годом, – говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова. – Но, несмотря на внушительный рост показателей, в течение года наблюдалась разнонаправленная динамика спроса. В первой половине он на 15-20% превосходил допандемийные значения, а во второй наблюдался отток спроса. Наиболее существенное снижение к «базовому» 2019 году – на 20-30% – фиксировалось в июле и августе. Открытие ряда зарубежных курортов, информационные сообщения о наводнениях и введение новы правил размещения гостей в Краснодарском крае охладили динамику операционных показателей гостиниц».
Горный кластер Сочи по итогам 2021 года продемонстрировал падение загрузки на 3 п.п. в сравнении с 2020 годом и 4 п.п. к 2019 – до 58%. Средний тариф в брендированных отелях Красной Поляны увеличился на 31% – до 9,1 тыс. рублей. Показатель дохода на доступный номер за год вырос на 24% и составил 5,3 тыс. рублей. В сравнении с 2019 годом тариф увеличился на 86%, что привело к росту RevPAR на 74%.
«Для горного кластера в прошлом году также был характерен рост спроса в первом полугодии и его падение во втором. Наиболее существенное снижение загрузки в сравнении с 2019 годом было зафиксировано в июле, августе и сентябре. Также второй год подряд в декабре, начале высокого для Красной Поляны зимнего сезона, отмечается снижение спроса на гостиницы в горах. В результате показатель декабря оказался на 20% ниже результата аналогичного периода 2019 года – во многом из-за сезонного удорожания. Несмотря на это, возросшая цена позволяет гостиницам обеспечить прежний уровень RevPAR, но с меньшими операционными затратами. Это вполне оправданно в условиях нехватки операционного персонала и отсутствия альтернативных опций сопоставимого качества и масштаба в рамках страны», – заключает Яна Уханова.