Международные водительские права попали в пробку
Россияне испытывают серьезные сложности при получении международных водительских удостоверений (МВУ). Проблема возникла еще в начале лета и сохраняется до сих пор.
Как убедился корреспондент «Коммерсанта», в подразделения УГИБДД Москвы на улицах Твардовского, Большая Ордынка, Киевская получить МВУ в режиме «живой очереди» невозможно – талончики не выдаются. Дежурный по подразделению на Большой Ордынке рассказал, что бланков МВУ не хватает уже четыре месяца. Дежурный по подразделению на Лобненской улице по телефону сказал, что за получением МВУ нужно приходить не раньше 15 августа. В МРЭО ГИБДД Красноярска сообщили, что МВУ временно не выдаются «по техническим причинам», не объяснив, о чем конкретно идет речь, при этом заметили, что 15 августа ситуация не изменится. В нескольких МРЭО Санкт-Петербурга также заявили, что МВУ не выдаются из-за бланков. Аналогичная ситуация наблюдается и в Самарском УГИБДД.
Московские подразделения выдают МВУ только записавшимся через портал госуслуг, однако и это сделать непросто. Корреспондент «Коммерсанта» в июле записался на прием лишь на середину августа. Мониторинг соцсетей показал: с аналогичными проблемами столкнулись многие москвичи. У многих это вызывает панику: два-три года назад документ можно было получить за час без какой-либо записи, а теперь эту процедуру нужно планировать заблаговременно. Это стало неприятным сюрпризом для тех, кто уже запланировал отпуск, забронировал машину и собирался в ближайшее время уезжать.
Исторически МВУ вводились для того, чтобы гражданам было проще взаимодействовать с зарубежной полицией: в документе на пяти языках разъясняется то, что написано в национальных правах. Требования к МВУ записаны в Венской конвенции о дорожном движении 1968 года и продублированы в приказе МВД №206. Де-юре МВУ не является обязательным документом: в странах, ратифицировавших Венскую конвенцию, российские права признаются, пояснили в МВД. Но если водитель все-таки хочет ездить с МВУ, то удостоверение должно применяться исключительно вместе с национальными правами. В странах, конвенцию не ратифицировавших (например, США, Испания, Мексика, Индонезия), местные власти не обязаны признавать ни национальных водительских прав, ни МВУ.
В реальности практика крайне противоречивая: есть случаи, когда прокатные конторы и полицейские требуют МВУ в странах, ратифицировавших конвенцию, рассказал главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин. Многие прокатные фирмы, имея печальный опыт с русскими водителями, нарушающими ПДД, с помощью МВУ пытаются перестраховаться от рисков. С другой стороны, говорит Александр Лыткин, туристы сталкиваются и с обратной ситуацией: в США и азиатских странах власти без проблем признают российские права. «Все зависит от конкретного менеджера или полицейского, но лучше МВУ сделать»,– советует он. Операторы российских офисов прокатных фирм Avis и Thrifty по телефону говорят, что МВУ при аренде машины необходимо, иначе местный офис вправе отказать в выдаче машины.
Сложившая ситуация может быть объяснена не только дефицитом бланков в ГИБДД, но и ажиотажным спросом на МВУ в этом году, который объясняется перенаправлением турпотоков, считает Александр Лыткин. «Из-за санкций, ослабления рубля люди стали больше путешествовать не в Европу, где проблем с российскими правами, как правило, нет, а стали ездить в более дешевые азиатские страны – Китай, Таиланд и так далее,– предполагает он.– А там, в свою очередь, практика управления автомобилями с российскими правами противоречивая, люди перестраховываются».
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина придерживается другой версии. В последние годы все больше людей самостоятельно через онлайн-сервисы бронируют отели, берут машины напрокат и сами занимаются организацией поездок без участия турфирм. Анализ статистики поисковых запросов Google показывает, что доля самостоятельных путешественников целом по рынку увеличилась до 33%. Эта тенденция накладывается и на общий рост зарубежного туризма, который наблюдается в 2017 году. «Все это в совокупности и могло создать ажиотажный спрос на международные права среди россиян», – предполагает Ирина Тюрина.
Это косвенно подтверждается и статистикой «Яндекса»: если летом 2015 года фразу «международные права» в поисковой строке вводили 60-70 тыс. человек ежемесячно, в 2016 году – уже 80-90 тыс. человек, а в последние месяцы этим интересуются стабильно 220-280 тыс. человек.