Почему глэмпинги оказались востребованным форматом у инвесторов и туристов
В ближайшее время на российском гостиничном рынке можно ждать быстрого развития малых форматов размещения, прежде всего, глэмпингов, полагает партнер, руководитель департамента «Гостиничный бизнес и туризм» консалтинговой компании Commonwealth Partnership (CMWP) Марина Смирнова.
Учитывая государственный фокус на развитие гостиничных и инфраструктурных объектов на Алтае, в Сибири, на Дальнем Востоке и других территориях, турпотоки будут постепенно перераспределяться в сторону этих направлений. Но это тренд на среднесрочную перспективу. В краткосрочной же особых изменений ждать не стоит. Неравномерная обеспеченность регионов гостиничными объектами современного качества влияет на распределение турпотоков внутри страны. Краснодарский край – единственный регион, в котором число гостей в отелях и других средствах размещения может быть сопоставимо с показателем московского региона и Санкт-Петербурга. В ближайшей перспективе наиболее востребованными окажутся эти же три региона.
Зато в сфере строительства средств размещения вполне можно рассчитывать на изменения. По словам Марины Смирновой, среди новых трендов поведения туристов – получение уникальных впечатлений.
«Соответственно максимальный потенциал развития будут иметь те варианты размещения, которые расположены в нестандартных местах, предоставляют высокий уровень сервиса и возможность получить уникальный опыт. Один из сравнительно новых форматов, который соответствует этим признакам – глэмпинг. Его также отличает такая востребованная инвесторами особенность, как короткие сроки реализации проектов и низкий порог входа», – сказала эксперт.
По ее словам, пока нет единой общепринятой типологии глэмпингов. В CMWP анализируют каждый объект по трем главным признакам: возможность доступа (сезонный или круглогодичный), тип оператора (сетевой или нет), а также внешнее устройство (палатка, геокупол и др.).
Всего в России, по данным на май 2023 года, было 416 глэмпингов, в каждом из них в среднем по 7 строений (юнитов), а в целом на страну их 2800.
«Для России глэмпинг – новый формат, он активно развивается последние три года. Мощным драйвером его роста стали ограничения на перемещения граждан из-за пандемии и внешнеполитических шоков. Считается, что таким объектам присуща сезонность, но свыше 60% российских глэмпингов – круглогодичные», – говорит Марина Смирнова.
На сегодняшний день большинство субъектов РФ не перенасыщены предложением – в 22-х глэмпингов нет, а в 42-х их меньше пяти. Только в двух регионах насчитывается свыше 40 объектов. При этом лишь 9% управляются сетевыми операторами. Средняя цена за ночь в российском глэмпинге составляет 8 тыс. рублей.
Преимущества строительства глэмпинга по сравнению с форматной гостиницей – низкий порог входа и возможность получения господдержки, более короткий срок строительства и быстрая окупаемость.
«Стоимость строительства номера в глэмпинге – от 2,5 млн рублей, а гостиницы 4* – от 10 млн. Глэмпинг строится 2-3 месяца и окупается до 4 лет, а гостиница – 2-3 года и окупается более 8 лет», – заметила Смирнова.
По ее словам, несмотря на то, что формат глэмпинга предполагает удаленность и уединенность, они располагаются сейчас в основном на территориях с развитой инфраструктурой, вблизи ключевых рынков сбыта.
«Наибольшее число глэмпингов предлагаются на тех же трех направлениях – в Московской, Ленинградской областях и Краснодарском крае. Но со временем, после всплеска интереса к новому продукту со стороны массового потребителя, спрос стабилизируется и формат будет развиваться как решение для природных зон и особо охраняемых территорий», – полагает эксперт.
По ее словам, глэмпинги займут свою нишу на рынке гостиничных услуг, но массовым форматом, скорее всего, не станут. В России реализация проектов на малоосвоенных природных территориях сдерживается их сложной транспортной доступностью и отсутствием инженерных коммуникаций.
При этом глобальный рынок глэмпингов продолжает расширяться – к 2027 году эксперты ожидают почти двукратного роста. Крупнейшие рынки – это Европа и США. В Европе размещается 35% от глобального рынка глэмпингов. Они находятся в основном на природных территориях и в популярных курортных зонах.
США занимает порядка 25% глобального рынка, самая высокая их плотность – на территории национальных парков. Это связано как с географическими особенностями страны, так и высоким развитием транспортной инфраструктуры. Но и для всех крупнейших городов в поясе 200 км также доступно много вариантов такого размещения.
Светлана Ставцева